Судьба киргизского золота волнует многих.
Фото Reuters
Киргизский золотоносный рудник «Кумтор» грозит оказаться в центре очередного скандала. 140 млн. долл. или разрыв соглашения – перед таким выбором киргизские депутаты официально поставили канадскую горнодобывающую компанию Centerra Gold, разрабатывающую месторождение.
Споры и спекуляции вокруг «Кумтора» идут с 1994 года – с момента начала его разработки. Причина банальна – золото и курс акций компаний. За 2012 год компания добыла 9,8 тонны золота, в этом году добыча должна составить около 17–18 тонн.
Миллионы долларов, получаемых от продаж, налоговые отчисления, выплаты и штрафы, закупки оборудования и продовольствия для рудника, обеспечение его безопасности – все эти вопросы регулярно привлекали внимание местных политиков. Власти не раз меняли правила игры, считая, что раздел прибыли от работы «Кумтора» идет не в пользу госбюджета. Каждый раз, увеличивая требования к размерам отчислений в бюджет и количеству акций (сейчас Киргизия владеет 33% акций Centerra), для убедительности устраивались митинги и бурные обсуждения в парламенте. Курс акций компании при этом скакал, что давало некоторым осведомленным гражданам неплохо подзаработать.
Нынешняя «черная полоса» в жизни компании началась около года назад, когда киргизские чиновники, чтобы закрыть дыру в бюджете, попытались в очередной раз выжать из «богатых канадцев» десяток миллионов долларов. Атака пошла по нескольким направлениям – одновременно местные власти пытались доказать, что Centerra Gold нанесла огромный экологический ущерб, а соглашение, ратифицированное парламентом в 2009 году, по которому работают канадцы, не имеет юридической силы.
Возражения представителей компании и независимых экологов по поводу того, что никаких документов, подтверждающих реальность экологического ущерба, у обвинителей нет, в расчет не принимались. Министры и депутаты, собрав журналистов, неоднократно рассказывали, какой непоправимый вред нанесла природе страны деятельность компании и как они на этот раз защищают интересы родины.
Госкомиссия, созданная чтобы оценить ущерб, потратила 250 тыс. долл. на оплату услуг юристов, еще 20 тыс. евро – на оплату экологических лабораторий. Вывод нанятых немецких экспертов о том, что следов ущерба или превышения норм загрязнения не наблюдается, комиссия засекретила и в расчет принимать не стала. Итогом работы госкомиссии стало требование к Centerra Gold Inc выплатить 6,7 млрд. сомов (140 млн. долл.) за якобы нанесенный экологический ущерб.
Чиновники и депутаты киргизского парламента, словно соревнуясь в борьбе за звание самого честного патриота, выдвигали дополнительные требования к компании. Кто-то требовал от золотодобытчиков за свой счет построить в республике пару овощеперерабатывающих заводов и передать их государству, кто-то предлагал увеличить иск, предъявляемый компании, до нескольких миллиардов долларов.
Депутат Жылдызкан Джолдошова и предложила рудник «просто забрать в собственное пользование без всякой денонсации, так как он находится на нашей земле». «Мы не должны ни с кем идти на переговоры, так как нас просто народ перестанет уважать. Давайте поставим какого-нибудь честного чиновника, и пусть он там руководит», – предложила парламентарий.
Ясно, что суммой в 140 млн. долл. дело не ограничится, – депутаты, ссылаясь на народ, связали «Кумтор» практически со всеми бедами: коррупцией, революциями, неурожаями, плохой погодой, отсутствием рыбы в реках и болезнями населения, живущего в сотнях километрах от рудника. Доказательства ущерба предоставлены не были.
Как и ранее, сейчас тему «Кумтора» киргизские политики используют не только для саморекламы, но и для попутного уничтожения политических противников. В эти дни парламентарии обвиняют друг друга в том, что в 2009 году именно их конкуренты поддержали «антинародные соглашения», и предлагают объявить врагами народа не только руководившего на тот момент страной Курманбека Бакиева, но и десяток-другой нынешних депутатов-чиновников.
Возвращаясь к реальности, можно отметить несколько обстоятельств. Киргизские чиновники умудрились потерять все оригиналы соглашений с Centerra. В случае денонсации соглашения от 2009 года наиболее вероятным становится переход разбирательств из стен киргизского парламента в стены Международного арбитражного суда. Перспективы киргизской стороны в этом случае весьма туманны: если суд поддержит доводы официального Бишкека – страна получит многомиллионные выплаты и улучшенную версию соглашения с горняками. Если проиграет – выплаты по иску могут составить сотни миллионов долларов.
Интересно, что о вероятности проигрыша в суде и выплат многомиллионных штрафов киргизские чиновники предпочитают не упоминать.
Бишкек