Раффи Ованнисян объявил себя президентом Армении.
Фото РИА Новости
Спокойный поствыборный ход событий в Армении может быть нарушен. Занявший второе место в президентских выборах лидер партии «Наследие», экс-глава МИД республики Раффи Ованнисян нагнетает напряженность. Он призвал своих сторонников выйти на акцию протеста в среду во второй половине дня, если объявленный ЦИКом победителем выборов действующий президент Армении Серж Саргсян не явится к нему для обсуждения вопросов передачи власти.
Ни для кого не было неожиданностью, что некоторые участники избирательной кампании объявят о фальсификации выборов. В прозвучавших на эту тему заявлениях угадывалось их намерение присоединиться к Раффи Ованнисяну, набравшему 36%, если он что-то решит делать.
Риторика лидера «Наследия» эволюционировала в течение всего вторника, после объявления ЦИКом результатов выборов. Начальное удовлетворение результатом сменилось недоверием к официальным данным, позднее отказом признать итоги выборов и, наконец, объявлением себя президентом и ультиматумом к президенту Саргсяну: начать переговоры по вопросам передачи властных полномочий, ибо на сей раз «отнять завоеванную народом победу не получится». Обо всем этом Раффи Ованнисян говорил во вторник на площади Свободы у ереванской оперы на митинге, который назвал «отрытой пресс-конференцией». Он призвал своих сторонников собраться здесь же в среду, во второй половине дня, если к 17.00 Саргсян не отзовется на его предложения и не признает тот факт, что в реальности набрал 20%, а Ованнисян – 80% голосов.
Многострадальная площадь Свободы, на которой пытался добиться победы на прошлых выборах главы государства в 2008 году первый президент Армении Левон Тер-Петросян, на некоторое время может опять стать центром политической жизни республики. На упомянутом митинге, или «открытой пресс-конференции» здесь было немало народа. Но все же не столько, сколько собирал на свои акции Тер-Петросян.
Официальный представитель предвыборного штаба Сержа Саргсяна Давид Арутюнян, комментируя действия Ованнисяна, заявил, что та форма, в какой оппозиционер поставил вопрос о переговорах с президентом, делает их встречу невозможной. «Если господин Ованнисян решил оспорить результаты выборов – это его право, но для этого предусмотрены правовые механизмы, к которым и следует прибегать», – заявил Арутюнян, дав понять, что попытки оказать давление на власть ничего не дадут.
Источники «НГ» в Ереване, комментируя происходящее, называют сенсационными уже не только 36%, полученные Раффи Ованнисяном, но и темпы его радикализации и готовность ввязаться в очевидный сценарий цветных революций, словно он откуда-то получил отмашку и гарантию поддержки. Так протекали в свое время события в Грузии, Украине, Киргизии: оппозиция получала высокий результат, но вскоре начинала его оспаривать, устраивая акции протеста, массовые выступления и т.д.
Но в Армении ситуация отличается тем, что наблюдатели, подразумеваются западные, поскольку для постсоветских – всегда все идеально, не зафиксировали каких-то серьезных нарушений ни в процессе голосования, ни при подсчете голосов. Все претензии свелись к самой избирательной кампании, в которой, по их словам, представитель властей имел больше ресурсов для агитации, чем его оппоненты, а госслужащие не всегда были беспристрастны.
С положительной оценкой состоявшихся в понедельник выборов выступил Вашингтон. «Прошедшие в Армении выборы президента были в целом хорошо организованы, – заявила на пресс-конференции пресс-секретарь Госдепартамента США Виктория Нуланд. – Действующий президент Саргсян выиграл выборы, набрав 58,64%... Мы поддерживаем предварительные выводы наблюдателей миссии БДИПЧ ОБСЕ: выборы были в целом хорошо организованы и выделяются уважением к основным свободам граждан, в том числе свободе собраний и выражения мнений». Она при этом подчеркнула, что были «некоторые случаи неправомерного вмешательства в процесс голосования, в том числе со стороны представителей победившего кандидата», а также, что «было несколько серьезных нарушений, которые, очевидно, должны быть расследованы».
«Серьезных нарушений», вероятно, четыре. Именно такое количество дел возбудила прокуратура Армении, реагируя на поступившие жалобы. Однако оппозиция заговорила о тотальной фальсификации, в результате которой якобы победные для Ованнисяна 80% голосов были сведены до 36%. Главный редактор популярной газеты «168 часов» Сатик Сейранян, подчеркнув, что события со вторника стали приобретать непредсказуемый характер, сказала корр. «НГ»: «Могу, конечно, ошибиться, но мне кажется, что Ованнисян все-таки примет победу Саргсяна». Другой ереванский собеседник предположил, что события развиваются спонтанно и вряд ли стоит говорить о запланированной где-то революции. «С Тер-Петросяном в 2008 году было более или менее ясно. У него были сформированные структуры с четким пониманием задачи, с ясным планом действий. Было очевидно, что он бросил серьезный вызов властям и намерен идти до конца. Об Ованнисяне этого не сказать. И успех его стоит объяснять не столько популярностью в народе, сколько протестом людей против властей – голосуя за Ованнисяна, население, по сути, голосовало против Саргсяна. Но одно дело – опустить бюллетень в урну и уйти домой, и несколько другое – выйти на бессрочную акцию протеста», – сказал «НГ» собеседник.
Схожую оценку происходящему дал руководитель ереванского Пресс-клуба, аналитик Борис Навасардян. «Нет признаков того, что ситуация обострится до той степени, за которой может последовать что-то, скажем так, «экстремистское». Не думаю, что нынешние поствыборные события стоит сравнивать с теми, что имели место в 2008 году», – сказал «НГ» Навасардян.
На момент подписания номера в печать пресс-служба президента Армении объявила о готовности Саргсяна принять Ованнисяна и ознакомиться с претензиями, однако оппозиционер начал многолюдный митинг на площади Свободы.