Белорусское молоко не устраивает украинцев.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Белорусская сторона не желает оправдываться по поводу качества ввозимых в Украину молочных продуктов. Пока эксперты гадают, что стоит за очередными «молочными» претензиями, на горизонте замаячили и «нефтяные».
Попытки узнать, что в Минске думают по поводу решения Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины запретить ввоз молочных продуктов с трех белорусских предприятий, ничем не увенчались. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии и сами попавшие в опалу предприятия отвечают, что ситуацию не комментируют.
Напомним, что с 21 января запрет на ввоз в Украину молочных продуктов действует в отношении ОАО «Бабушкина крынка» (Могилев) и ОАО «Молочные продукты» (Гомель), а с 23 января – ОАО «Оршанский молочный комбинат».«В связи с несоответствием продукции этих предприятий украинским нормам безопасности по микробиологическим и физико-химическим показателям», – пояснила такое решение Госветфитослужба. По ее информации, «отмена временных ограничений возможна после принятия белорусской стороной надлежащих мер».
Общественность привыкла к тому, что за торговыми претензиями стран чаще всего скрываются некие иные мотивы. Есть такой опыт и в отношениях Москвы и Киева. В марте прошлого года Украина запретила ввоз на свою территорию молока и свинины из Белоруссии, мотивируя тем, что в молоке найдены антибиотики, а свинина может быть опасна из-за слухов о вспышках африканской чумы. Тогда Белоруссия поплатилась за готовность поддержать Россию и отказаться от украинских сыров. Дело до запрета не дошло, так как Украина сработала на опережение. Взаимные препирательства в прошлом году закончились только к маю. Результат дал основания думать, что дело было не только в качестве молока и мяса. Украина отменила запрет на их ввоз в обмен на гарантии не чинить препоны на пути украинского пива.
Несмотря на отсутствие официальной информации, источники «НГ» в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии пояснили, что нынешняя ситуация все-таки отличается от прошлогодней. Во-первых, речь не идет о полном запрете всей «молочки». Во-вторых, мяса и вовсе запрет не касается. «Если учесть, что вся молочная продукция, поставляемая в Украину, занимает около 1% в продовольственном экспорте, то доля попавших под запрет предприятий и того меньше», – сказал собеседник «НГ». Правда, по его словам, ситуация все равно неприятная и требует решения, так как негативно влияет на имидж Белоруссии как надежного экспортера качественного продовольствия. «Поэтому, конечно, наши службы будут разбираться и со своими предприятиями, и договариваться с украинскими коллегами», – сказал он. Еще один эксперт в разговоре с «НГ» высказал предположение, что в этот раз никакого подвоха искать не стоит. «Правительство в условиях недостатка валюты «душит» производителей заданиями по экспорту, и они не успевают следить за качеством», – сказал он.
Правда, вчерашний день привнес новую интригу в белорусско-украинские отношения. Стало известно, что у Киева есть новые претензии к Минску. В ряде СМИ появилась информация о том, что белорусские нефтепродукты поставили на грань разорения украинскую нефтепереработку. Последние вынуждены были сокращать объемы производства. Перерабатывая более дешевую российскую нефть, белорусы могут предложить более конкурентоспособную цену.
Никаких официальных претензий на этот счет Киев пока не озвучил. Напомним, что в 2011 году эта тема уже поднималась. Тогда Межведомственная комиссия по международной торговле Украины даже начала специальное расследование по факту увеличения объемов импорта нефтепродуктов, которое, однако, не привело к применению каких-либо ограничительных мер. Затем, минувшим летом, украинские СМИ сообщали, что в правительстве снова обсуждалась возможность введения пошлины на белорусские нефтепродукты и снова дальше разговоров дело не пошло. Конечно, масштабы поставок бензинов и молока несопоставимы (как ранее сообщалось, на долю белорусов приходится как минимум 25% украинского рынка нефтепродуктов), однако эксперты не исключают зависимости между этими событиями и допускают вероятность очередных торговых конфликтов между Минском и Киевом.
Минск