От уплаты налогов уклоняется большинство киргизов.
Фото Reuters
1 февраля в Киргизии должен был впервые начаться процесс всеобщего налогового декларирования. Совершеннолетние граждане должны представить в налоговые службы свои декларации и до 1 апреля отчитаться о своих доходах и расходах. Ранее декларации заполняли только депутаты и госслужащие. Но президент наложил вето на соответствующий закон.
Парламентарии, поддержавшие в конце октября 2012 года соответствующий законопроект, обещали, что введение единой декларации пополнит госбюджет, поможет «вывести экономику из тени», «сформировать правильную статистику», «развить банковскую систему».
Депутат Улугбек Кочкоров объяснял: «Введение единой декларации – это антикоррупционная мера. Например, чиновник, живя на одну зарплату, начинает строить особняки, покупать дорогое авто. Хотя доходов у него так много не было. Необходимо принять этот закон, он позволит очистить наше общество. Все будет гораздо прозрачнее». В свою очередь, ректор Киргизского государственного технического университета, профессор Туратбек Дуйшеналиев рассказывал журналистам, что «в развитых странах заполнение декларации – эффективный путь борьбы с незаконным обогащением, там сдают декларацию независимо работает человек или нет».
Между тем возможностей для заработка при введении отчетности о доходах открывалось множество – свой гешефт смогли бы получить сотрудники налоговой службы, частные консультанты по заполнению отчетности, неофициальные посредники, тесно связанные с сотрудниками налоговой службы. Лакомым куском стал бы и заказ на выпуск миллионов бланков, печатей и т.п. С содержимым некоторых деклараций с удовольствием ознакомились бы представители криминального мира.
Большинство опрошенных «НГ» киргизских обывателей о готовящемся нововведении не знали. Более информированные – сообщали, что планировали декларационную кампанию проигнорировать. Узнав, что подобные действия, согласно ст. 211 УК Киргизии, наказываются «штрафом в размере от 100 до 300 расчетных показателей (210–630 долл.) либо общественными работами на срок от 120 до 180 часов», речь собеседников характерно менялась. Граждане, вне зависимости от уровня доходов и социального статуса, комментируя нововведение, регулярно упоминали такие понятия и словосочетания, как «кровопийцы», «обнаглели», «лезут в карман», «пусть с себя начнут».
Последнее предложение особенно актуально. Предлагая ввести всеобщее декларирование, депутаты старались не фиксировать внимание на собственных персонах. Между тем народные избранники, равно как и прочие граждане, занимающие госпосты, с 2010 года сдают в обязательном порядке декларации о доходах.
Изучая данные документы, можно узнать, что депутат, владеющий крупным бизнесом, официально имеет лишь покосившийся деревянный сарай в забытом богом селении, а чиновник, раскатывающий в авто за 70 тыс. долл., каждый день оплачивающий пятизначные счета в дорогих клубах, владеет лишь проржавевшим «Запорожцем». Порой авторы сознательно занижают стоимость имущества – нередки случаи, когда чиновники утверждают, что свои «Лексусы» купили на распродаже за несколько тысяч долларов.
От уплаты налогов в Киргизии уклоняется значительная часть населения. Кто-то получает зарплату «по-черному», кто-то договаривается с местным налоговым инспектором, кто-то побогаче – изучает условия работы в офшорах.
Уровень теневой экономики ни один из экспертов и чиновников точно назвать не сможет. По разным данным, «в тени» находится от 40 до 75% киргизской экономики.
Аргумент инициаторов – «а во всех развитых странах декларации сдают» – критики не выдержал. Ведь во всем известных «развитых странах» государство не только «берет», но и «дает» населению нормальные пенсии, зарплаты, обеспечивает безопасность и достойный уровень жизни каждому. Киргизия этим похвастать не может.
Пока чиновники воровали, но не слишком активно лезли в карманы рядовых граждан, предоставляя им самим решать вопросы выживания, – население молчало. Однако с приближением всеобщего декларирования недовольство в народе начало нарастать, что на фоне надвигающейся весны и очередных митингов было чревато для нынешнего руководства страны.
22 января президент Алмазбек Атамбаев направил в Жогорку Кенеш (парламент) возражение к Закону «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О подготовке к представлению единой налоговой декларации гражданами Кыргызской Республики» в связи с тем, что «широкие слои населения и налоговая служба к подобному нововведению сегодня не готовы».
Очевидно, риски превысили ожидаемые плюсы и именно поэтому Алмазбек Атамбаев предпочел не дать хода законопроекту. Эффект от его поступка ощутим – кыргызстанцы вздыхают с облегчением, а президент, уже в который раз, показал населению, что именно он «защитил народ от алчных депутатов». Теперь Атамбаеву осталась самая малость – прокормить своих сограждан и обеспечить им спокойную жизнь. Это сделать сложнее.
Бишкек