0
2469
Газета СНГ Интернет-версия

25.12.2012 00:00:00

Бидзина Иванишвили удивил Азербайджан

Тэги: грузия, азербайджан


грузия, азербайджан Строительство новой железной дороги планируется завершить весной будущего года.
Фото Reuters

Завтра премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили посетит Азербайджан. В ходе своего первого регионального визита он встретится с руководством соседней страны и обсудит ряд вопросов, связанных с двусторонним сотрудничеством и с региональной проблематикой. Бэкграунд визита непростой – накануне Иванишвили высказал критические замечания по железнодорожному проекту Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс (БТАК), реализация которого завершается весной 2013 года.

Проектом БТАК еще на ранней его стадии интересовались экс-глава МИД Саломе Зурабишвили, известный эксперт-экономист Гия Хухашвили. Но на вопрос: «Какие гарантии того, что с вводом в эксплуатацию железной дороги грузинские черноморские порты не останутся без работы?» – ответа от грузинских властей не получили.

Саломе Зурабишвили, рассуждая о БТАК, указывала на слабость грузинских переговорщиков. По ее мнению, Тбилиси, подписывая документы, упустил из виду несколько обстоятельств. Это прежде всего то, что грузы, сейчас поступающие в Азербайджан через порты Поти и Батуми и далее – по Грузинской железной дороге (ГЖД), могут быть переориентированы на турецкие порты и турецкую же железную дорогу. Аналогично и грузы, экспортируемые Азербайджаном. Очевидно, говорила Зурабишвили, что Грузия рискует остаться без серьезной части транзитных поступлений.

Второй момент, на который обращала внимание Зурабишвили, – сам договор. Железная дорога нужна Азербайджану, а Грузия по большому счету ничего положительного, кроме пары-другой десятков трудоустроенных людей, после ее запуска не получит. Понятно и похвально желание грузинских властей идти навстречу своему соседу, еще и являющемуся стратегическим партнером. «Но пусть в таком случае азербайджанская сторона на свои деньги и строит БТАК. А так Баку выделил Тбилиси средства для строительства грузинского участка в кредит, пусть и льготный», – заявила Зурабишвили.

Третье «слабое звено» Грузии в проекте БТАК носит больше моральный характер и касается Армении. Понятно нежелание грузинских властей отказывать Азербайджану, но ведь и Армения – соседняя страна. Не очень логично с одним из соседей укреплять отношения, считает Зурабишвили, а с другим, усугубляя его блокадное состояние, их портить. При том, что у Еревана свой взгляд на региональную железнодорожную сеть: существует ветка Гюмри–Карс, соединяющая закавказскую дорогу с турецкой. Сейчас она законсервирована из-за закрытой турецко-армянской границы. Ее запуск интенсивно обсуждался в ходе наметившегося потепления отношений между Анкарой и Ереваном и был способен как несколько девальвировать значимость БТАК, так и вывести Армению из транспортной блокады. Кстати, запуск ветки Гюмри–Карс считался в определенных турецких кругах более оптимальным вариантом, нежели строительство затратной БТАК, и лоббировался этими кругами очень активно. Конечно, поддержка Грузией БТАК не оказалась судьбоносной, и ветка Гюмри–Карс до сих пор не заработала по политическим причинам, но позицию Тбилиси в Ереване не заметить не могли.

Теперь часть этих вопросов задал премьер-министр Иванишвили. «Реализация проекта является очень интересной геополитически, но есть вопросы экономического плана. Строительство новой железной дороги может вызвать отток грузов с грузинских портов и с самой Грузинской железной дороги, поэтому мы должны провести консультации с нашими соседями, в первую очередь с Азербайджаном», – сказал он. По его мнению, необходимо, чтобы эксплуатация БТАК не отразилась на функциональности нынешних коммуникаций. Иванишвили подчеркнул, что существует много вопросов вокруг этого проекта и поэтому он намерен обсудить эти вопросы в ходе визита в Баку 26 декабря.

В Азербайджане услышали заявление грузинского премьера. Руководитель пресс-службы Министерства транспорта Азербайджана Намиг Гасанов напомнил агентству Trend, что Баку выделил Тбилиси льготный кредит 775 млн. долл. для реализации грузинской части проекта, сам проект утвержден главами трех стран – Азербайджана, Турции, Грузии, а в его реализации заинтересованы государства Центральной Азии и Европы. «Азербайджан уверен, что этот проект имеет колоссальное стратегическое, а также экономическое значение для развития всего региона и вне его. Следует отметить также, что после реализации данный проект станет частью системы региональной безопасности. Азербайджан всегда выполнял и выполняет взятые на себя обязательства в рамках международных соглашений и ожидает такого же подхода от своих партнеров по этим соглашениям», – сказал Намиг Гасанов.

Менее дипломатично высказались по ситуации другие СМИ, ссылаясь на анонимный источник в правительстве Азербайджана. Если обойтись без буквального цитирования, то смысл высказывания «высокопоставленного чиновника» сводится к предупреждению: Азербайджан может задуматься над смыслом чересчур низкой (200 долл. за 1 тыс. куб. м – «НГ») для Тбилиси стоимости поставляемого газа, а также инвестиций в грузинскую экономику, общий объем которых достиг 3 млрд. долл.

Но, зная Бидзину Иванишвили как удачливого предпринимателя, стоит полагать, что он не мог «не просчитать» возможные ответы азербайджанской стороны. А потому не исключено, что глава грузинского правительства заявлениями по БТАК попытался создать предмет некоего торга с Баку и в переговорах добиться каких-то преференций по тарифам на транзит по БТАК. Или даже по тем же поставкам газа. Одно из предвыборных обещаний «Грузинской мечты» заключалось в существенном снижении энергетических тарифов. И если с электричеством правительство, похоже, нашло выход – в понедельник на пресс-конференции в Тбилиси Иванишвили объявил о снижении цен на электричество до 27% в зависимости от категории пользователей, то с газом вопрос остается открытым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
492
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2209
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1446
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1079

Другие новости