Строительство новой железной дороги планируется завершить весной будущего года.
Фото Reuters
Завтра премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили посетит Азербайджан. В ходе своего первого регионального визита он встретится с руководством соседней страны и обсудит ряд вопросов, связанных с двусторонним сотрудничеством и с региональной проблематикой. Бэкграунд визита непростой – накануне Иванишвили высказал критические замечания по железнодорожному проекту Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс (БТАК), реализация которого завершается весной 2013 года.
Проектом БТАК еще на ранней его стадии интересовались экс-глава МИД Саломе Зурабишвили, известный эксперт-экономист Гия Хухашвили. Но на вопрос: «Какие гарантии того, что с вводом в эксплуатацию железной дороги грузинские черноморские порты не останутся без работы?» – ответа от грузинских властей не получили.
Саломе Зурабишвили, рассуждая о БТАК, указывала на слабость грузинских переговорщиков. По ее мнению, Тбилиси, подписывая документы, упустил из виду несколько обстоятельств. Это прежде всего то, что грузы, сейчас поступающие в Азербайджан через порты Поти и Батуми и далее – по Грузинской железной дороге (ГЖД), могут быть переориентированы на турецкие порты и турецкую же железную дорогу. Аналогично и грузы, экспортируемые Азербайджаном. Очевидно, говорила Зурабишвили, что Грузия рискует остаться без серьезной части транзитных поступлений.
Второй момент, на который обращала внимание Зурабишвили, – сам договор. Железная дорога нужна Азербайджану, а Грузия по большому счету ничего положительного, кроме пары-другой десятков трудоустроенных людей, после ее запуска не получит. Понятно и похвально желание грузинских властей идти навстречу своему соседу, еще и являющемуся стратегическим партнером. «Но пусть в таком случае азербайджанская сторона на свои деньги и строит БТАК. А так Баку выделил Тбилиси средства для строительства грузинского участка в кредит, пусть и льготный», – заявила Зурабишвили.
Третье «слабое звено» Грузии в проекте БТАК носит больше моральный характер и касается Армении. Понятно нежелание грузинских властей отказывать Азербайджану, но ведь и Армения – соседняя страна. Не очень логично с одним из соседей укреплять отношения, считает Зурабишвили, а с другим, усугубляя его блокадное состояние, их портить. При том, что у Еревана свой взгляд на региональную железнодорожную сеть: существует ветка Гюмри–Карс, соединяющая закавказскую дорогу с турецкой. Сейчас она законсервирована из-за закрытой турецко-армянской границы. Ее запуск интенсивно обсуждался в ходе наметившегося потепления отношений между Анкарой и Ереваном и был способен как несколько девальвировать значимость БТАК, так и вывести Армению из транспортной блокады. Кстати, запуск ветки Гюмри–Карс считался в определенных турецких кругах более оптимальным вариантом, нежели строительство затратной БТАК, и лоббировался этими кругами очень активно. Конечно, поддержка Грузией БТАК не оказалась судьбоносной, и ветка Гюмри–Карс до сих пор не заработала по политическим причинам, но позицию Тбилиси в Ереване не заметить не могли.
Теперь часть этих вопросов задал премьер-министр Иванишвили. «Реализация проекта является очень интересной геополитически, но есть вопросы экономического плана. Строительство новой железной дороги может вызвать отток грузов с грузинских портов и с самой Грузинской железной дороги, поэтому мы должны провести консультации с нашими соседями, в первую очередь с Азербайджаном», – сказал он. По его мнению, необходимо, чтобы эксплуатация БТАК не отразилась на функциональности нынешних коммуникаций. Иванишвили подчеркнул, что существует много вопросов вокруг этого проекта и поэтому он намерен обсудить эти вопросы в ходе визита в Баку 26 декабря.
В Азербайджане услышали заявление грузинского премьера. Руководитель пресс-службы Министерства транспорта Азербайджана Намиг Гасанов напомнил агентству Trend, что Баку выделил Тбилиси льготный кредит 775 млн. долл. для реализации грузинской части проекта, сам проект утвержден главами трех стран – Азербайджана, Турции, Грузии, а в его реализации заинтересованы государства Центральной Азии и Европы. «Азербайджан уверен, что этот проект имеет колоссальное стратегическое, а также экономическое значение для развития всего региона и вне его. Следует отметить также, что после реализации данный проект станет частью системы региональной безопасности. Азербайджан всегда выполнял и выполняет взятые на себя обязательства в рамках международных соглашений и ожидает такого же подхода от своих партнеров по этим соглашениям», – сказал Намиг Гасанов.
Менее дипломатично высказались по ситуации другие СМИ, ссылаясь на анонимный источник в правительстве Азербайджана. Если обойтись без буквального цитирования, то смысл высказывания «высокопоставленного чиновника» сводится к предупреждению: Азербайджан может задуматься над смыслом чересчур низкой (200 долл. за 1 тыс. куб. м – «НГ») для Тбилиси стоимости поставляемого газа, а также инвестиций в грузинскую экономику, общий объем которых достиг 3 млрд. долл.
Но, зная Бидзину Иванишвили как удачливого предпринимателя, стоит полагать, что он не мог «не просчитать» возможные ответы азербайджанской стороны. А потому не исключено, что глава грузинского правительства заявлениями по БТАК попытался создать предмет некоего торга с Баку и в переговорах добиться каких-то преференций по тарифам на транзит по БТАК. Или даже по тем же поставкам газа. Одно из предвыборных обещаний «Грузинской мечты» заключалось в существенном снижении энергетических тарифов. И если с электричеством правительство, похоже, нашло выход – в понедельник на пресс-конференции в Тбилиси Иванишвили объявил о снижении цен на электричество до 27% в зависимости от категории пользователей, то с газом вопрос остается открытым.