О закрытии штаба военного атташе при посольстве ФРГ в Белоруссии сообщил министр обороны Германии Томас де Мезьер.
Фото Reuters
Вчера между Минском и Берлином разгорелся дипломатический скандал. Германия отозвала из Белоруссии своего военного атташе, мотивируя тем, что в стране нарушаются права человека. Белорусский МИД назвал такое решение абсурдным и надуманным. Эксперты гадают, что на самом деле стало причиной произошедшего.
«Из озвученной формулировки понятно, что это надуманный шаг, который противоречит общеевропейским усилиям по укреплению безопасности», – заявил вчера пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Савиных. По его словам, официальный Минск считает причиной такого решения «обострение политической борьбы между партийными структурами внутри Германии». «Увлекаясь партийными маневрами, немецкие политические деятели теряют здравый смысл и принимают абсурдные решения. В этом контексте министра обороны можно только пожалеть, так как известно, у абсурда границ нет», – считают в Минске.
О том, что Германия закрывает штаб военного атташе в Минске, стало известно вчера утром из немецких СМИ. Как следовало из публикаций, сотрудники аппарата уже даже покинули белорусскую столицу в воскресенье. «Решению по прекращению миссии военного атташе в Минске предшествовали дипломатические шаги обеих стран. В сентябре 2012 года правительство Германии констатировало отсутствие улучшения в Беларуси ситуации с политическим преследованием инакомыслящих и ограничило военное сотрудничество. В ответ Минск прекратил кооперацию с бундесвером», – цитируют СМИ немецкое агентство DPA, распространившее информацию о решении Министерства обороны Германии. Сообщение также напоминает, что аппарат военного атташе был создан в 1993 году. «Он наблюдал за процессами развития и реформирования белорусской армии и ее взаимодействием с вооруженными силами других государств и международных структур безопасности: СНГ, НАТО, ОБСЕ и ООН. Он также предоставлял Министерству обороны Белоруссии информацию по военным вопросам, касающимся Германии», – указывается там.
В белорусской экспертной среде такое развитие событий вызвало некоторую растерянность. Нарушение прав человека властями Белоруссии – далеко не новость, и в последние дни ничего принципиально нового в этой сфере не произошло. «Все-таки это дипломатия, возможно, произошло нечто такое, о чем мы могли и не знать», – предположил в беседе с «НГ» белорусский политолог Андрей Федоров. Вероятно, это некий символический шаг, поскольку сам институт тоже символический, ведь о военном сотрудничестве Белоруссии и Германии общественности ничего не известно, рассуждает эксперт.
Затрудняются с предположениями причин очередного дипконфликта Минска и в среде белорусской оппозиции. «Скорее всего мы станем свидетелями какой-то войны по поимке «шпионов», которые посягают на безопасность белорусского государства. Я не исключаю того, что белорусская сторона скоро озвучит какие-то другие претензии к этому человеку. Возможно, и атташе белорусского посольства в Берлине уже сейчас собирает чемоданы», – высказал свое видение ситуации глава Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. Признавая тот факт, что дипломатия – закрытая сфера и могут существовать некие двухсторонние темы, о существовании которых не сообщалось общественности, он тем не менее считает очевидным наличие проблем в отношениях Минска и Берлина, а также Минска и Брюсселя.
Политолог Валерий Карбалевич также видит одну из причин конфликта в «сложной парадигме отношений Белоруссии и ЕС». В то же время, по мнению эксперта, отзыв атташе – это несколько запоздалая реакция Берлина на ранее вскрывшиеся обстоятельства сотрудничества немецких силовых ведомств с белорусскими. «Власти таким образом отреагировали на требования немецкого общества прекратить сотрудничество с властями Белоруссии, попирающими права человека», – сказал политолог «НГ». Что касается запоздалости этого решения, то виновата в этом неповоротливая бюрократическая машина, считает Валерий Карбалевич.
Напомним, что скандал, связанный с сотрудничеством немецких и белорусских силовых структур (в частности, по линии МВД), разгорелся еще летом. Немецкие СМИ очень активно обсуждали, почему демократическая страна Германия учит белорусских омоновцев тому, как лучше разгонять акции протеста. Журналисты, выражая мнение общественности, требовали ответов и на уровне МВД страны, и на уровне Министерства земель. Судя по всему, оправданий в том, что сотрудничество закончилось еще в 2010 году и касалось оно вопросов обеспечения безопасности во время спортивных мероприятий, немецкому обществу оказалось недостаточно, и власти вынуждены были принять хоть какие-то, возможно, и символические шаги.
Минск