Мартин Шульц все еще больше доверяет Михаилу Саакашвили, чем новым властям Грузии.
Фото Reuters
Вчера вечером начался визит помощника госсекретаря США Филиппа Гордона в Грузию. В ходе встреч в парламенте и правительстве он обсудит вопросы, связанные с визитом премьер-министра Бидзины Иванишвили в США в конце ноября. Вслед за Гордоном в Тбилиси ожидают делегацию ЕС. Европейцев интересуют поствыборные процессы в Грузии, в частности, аресты чиновников. Судя по их настойчивым заявлениям о недопустимости политических преследований, Иванишвили на встречах в Брюсселе не удалось убедить визави в том, что экс-чиновники обвиняются в криминальных преступлениях и злоупотреблениях по служебной линии.
Пока Иванишвили объяснял руководству НАТО и представителем ЕС, что новая власть Грузии не преследует оппонентов по политическим мотивам, в Тбилиси состоялся еще один арест, так сказать, оптом. За решетку угодили шесть высокопоставленных сотрудников Специального оперативного департамента (СОД) и Департамента конституционной безопасности (ДКБ) МВД. По другим данным, арестованных уже девять.
Все они были вызваны на допрос в полдень, а ближе к вечеру получили статьи обвинения. Почти все задержанные проходят по делу о похищении Бесика Сурмавы – личного охранника Бидзины Иванишвили. Нашумевшая история произошла за пару недель до выборов в парламент, вскоре после демонстрации в прямом эфире видеоматериалов, запечатлевших пытки в грузинских тюрьмах.
Вначале в YouTube были выложены аудиозаписи телефонных разговоров лидеров «Грузинской мечты» (ГМ). Беседы весьма дрянного содержания свидетельствовали о столь же дрянных взаимоотношениях между ними. Однако уличенные политики продемонстрировали по телевидению возможности чудо-прибора, позволявшего сымитировать любой голос, и обвинили правившее «Единое национальное движение» в изготовлении фальшивого компромата. И тогда-то ночью из служебного помещения исчез Бесик Сурмава. Камеры наблюдения зафиксировали, как он выходит на улицу в тапочках, садится в подъехавший автомобиль – и с концами.
Несколько дней об охраннике Иванишвили не было известий, а потом на YouTube появился клип, где он рассказывал, что запись разговоров лидеров ГМ осуществлял сам по распоряжению патрона. Поняв, к чему приведет Грузию победа ГМ на парламентских выборах, он решил показать истинное лицо этой партии, чтобы народ сделал правильный выбор, пояснял в клипе Сурмава, добавляя, что «вынужден теперь скрываться».
Однако члены его семьи подвергли сомнению «добровольное признание»: дескать, и голос странный, и вид неестественный – то ли под наркотиками, которых всегда избегал, то ли под психологическим давлением. Другие задавались резонным вопросом: для чего молодому парню, известному личной преданностью Иванишвили и находившемуся вне подозрений, срываться в бега ночью, да еще без нормальной одежды и обуви?
Сурмава объявился за день-два до выборов и комментариев по поводу произошедшего делать не стал. Но Тбилиси – из тех городов, где что-то долго скрывать не получается. В столице упорно говорили о том, что молодой человек был похищен, его шантажировали посредством угроз жизни детей, он вынужденно зачитал известный текст, а теперь, мол, не появляется, стыдясь того, что сломался, не выдержав давления.
Вот по этому делу – похищение, незаконное лишение свободы, превышение служебных полномочий – и арестована группа сотрудников ведомств, от одних названий которых жители Грузии в последнее время поеживались. Новый министр внутренних дел Ираклий Гарибашвили намеревался распустить и СОД, и ДКБ, настолько эти институты дискредитировали себя. Однако позднее склонился к тому, чтобы реорганизовать их и ограничить в правах.
Тем временем новый ажиотаж поднялся вокруг бывшего министра обороны, а также внутренних дел Бачаны Ахалаи. Его перевели в тбилисскую тюрьму № 7, известную тем, что в свете объявленной борьбы с институтом воров в законе здесь отбывают наказание только они. Чем угрожает подобное соседство чиновнику, ломавшему хребет «черному миру» и не гнушавшемуся при этом никакими методами, рассказывать, наверное, излишне. Казалось, закономерной была бы отправка Ахалаи в спецучреждение, где отбывают наказание бывшие силовики, но и в так называемой красной зоне экс-министру спокойно не будет – слишком много врагов он нажил и среди бывших подчиненных.
Несколько представителей ЕНД всю ночь провели около тюрьмы № 7, требуя перевода Ахалаи в иное пенитенциарное учреждение. Однако, как заявил министр по исполнению наказаний Созар Субари, нынешнее место пребывания – самое безопасное для бывшего министра. В Глданской тюрьме, где он находился до перевода, Ахалая постоянно мог слышать оскорбительные выкрики заключенных в свой адрес, как и в любой другой тюрьме. «Мы позаботились о его безопасности, а также о психологическом состоянии, и перевели в тюрьму № 7, где очень мало заключенных, а в той части здания, куда помещен Ахалая, вообще никого нет, кроме охраны, отвечающей в числе прочего за его безопасность. Там установлены видеокамеры, о наличии которых Ахалая знает. Кстати, устанавливались они по его решению в бытность его главой Департамента пенитенциарной системы. Так что администрация всегда в курсе, что происходит на этом этаже», – заявил Субари, пояснив, что и «во время прогулок Ахалая абсолютно изолирован от остальных заключенных».
Соратники Ахалаи намеревались искать справедливости в Страсбургском суде, однако Бачана Роландович воспротивился этому. Возможно, он изменит решение, когда приговор огласят местные инстанции. Это ожидается в декабре.
Изучать обстоятельства этих арестов, их причины и предстоит делегации ЕС во главе с президентом Европарламента Мартином Шульцем. Пока делегация подозреваест, что ГМ преследует политических оппонентов.