В Степанакерте уругвайских гостей встретили красной ковровой дорожкой.
Фото с официального сайта президента НКР
Встречей с депутатами и выступлением в парламенте Нагорно-Карабахской республики (НКР) делегация Уругвая во главе с председателем палаты представителей Хорхе Орико в четверг официально завершила визит в непризнанную республику. Накануне гостей из Южной Америки в Степанакерте принимал президент НКР Бако Саакян. Некоторые армянские СМИ в преддверии визита Хорхе Орико распространили информацию о желании Уругвая признать независимость Нагорного Карабаха.
Ереванские журналисты поспешили. На сегодня Монтевидео пока не готов признать суверенитет «второй армянской республики». Руководитель межпарламентской группы дружбы Уругвай–Армения Рубен Мартинес Уэльмо заявил: «Могу сказать искренне: теоретически (признание Нагорного Карабаха – «НГ») – да. Но это политический процесс, он должен продвигаться постепенно. Мы должны собрать и представить аргументы политическим силам Уругвая».
Гость, осведомленный о том, что визитеров, посещающих НКР без согласования с властями Азербайджана, Баку включает в «черный список», отметил, что «приезд в Арцах (самоназвание Нагорного Карабаха – «НГ») – не является шагом, требующим особенной смелости». «Мы дружественны армянскому народу. Мы должны ясно подчеркнуть значение южноамериканского бюро «Ай Дата» («Армянский вопрос» – организация, представляющая интересы армянского народа во всем мире и по самому широкому спектру – «НГ») в развитии дружбы Армении и Уругвая»,– заявил Рубен Мартинес Уэльмо.
Вообще Уругвай среди латиноамериканских стран занимает особое место в истории Армении. Здесь не такая многочисленная диаспора в абсолютном выражении, как, скажем, в Аргентине, Бразилии или даже Колумбии, но в процентном соотношении показатель количества армян в трехмиллионном Уругвае выглядит солидно. Но дело не только в этом.
Уругвай стал первой страной, официально признавшей геноцид армян в Османской империи в XIX–XX веках. К слову, в то время, а точнее до Второй мировой войны, Монтевидео являлся одним из наиболее активных и заметных политических центров мира, регулярно собиравшим крупные саммиты, на которых принимались важные документы, касающиеся миропорядка. Причем некоторые из тех договоров и конвенций не пересмотрены до сих пор, и иногда в политических дискуссиях или научных статьях появляются ссылки именно на те акты.
О том, что Уругвай может во второй раз сыграть значительную роль в судьбе армянского народа, стало известно в прошлом году. В сентябре 2011 года «НГ» писала о том, что министр иностранных дел Луис Альмагро на конференции в Монтевидео заявил о возможном признании независимости Нагорного Карабаха. «Карабах – историческая часть Армении, и Уругвай рассмотрит на государственном уровне вопрос о соглашении с НКР и о признании республики», – заявил тогда глава Альмагро. На резонансном мероприятии присутствовал один из лидеров Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн» (АРФД) Ваан Ованнисян, сопровождающий уругвайскую делегацию в поездке в Нагорный Карабах.
«В прошлом году в парламенте Уругвая прошел научный семинар, в котором участвовали видные политики, и в их числе – Рубен Мартинес Уэльмо и глава МИД Луис Альмагро. Они выступили с заявлениями, в которых отметили, что процесс признания Нагорного Карабаха может получить естественный ход развития. Это процесс, который должен идти шаг за шагом. Нынешняя встреча в Степанакерте первая, которая должна получить продолжение», – сказал журналистам Ованнисян.
Президент Нагорного Карабаха Бако Саакян, принявший гостей в среду, высоко оценил вклад Уругвая в международное признание геноцида армян, его взвешенную политику в вопросе признания Нагорного Карабаха и урегулирования азербайджанско-карабахского конфликта. По мнению Саакяна, у Арцаха и Уругвая, несмотря на географическую удаленность, есть немало общего, как с исторической точки зрения, так и философии государственного строительства. «Это создает благоприятные предпосылки для развития сотрудничества между нашими государствами», – подчеркнул карабахский лидер.
Доктор политологии Ашот Манучарян, живущий в Берлине, называет политику Монтевидео в отношении Степанакерта очень интересной и едва ли не закономерной. «Влияние исламских диаспор в Уругвае почти нулевое. Зато уже с конца XIX века армянские беженцы из Османской империи стали важной частью политического, культурного, интеллектуального истеблишмента всей Латинской Америки. Армянские общины, особенно в Аргентине и Уругвае, очень активны, и активность выражается в том, что именно отсюда началось международное признание геноцида, эти страны первыми признали независимость Армении, а теперь задумались над вопросом о суверенитете Карабаха», – сказал «НГ» доктор Манучарян.