Александр Лукашенко умеет лавировать.
Фото Reuters
Президент Белоруссии Александр Лукашенко создал новую внешнеполитическую интригу, пообещав переориентировать грузы с прибалтийских портов на ленинградские. Это заявление вызвало дискуссию среди политиков и экономистов. Эксперты в большинстве своем склонны считать, что сказанное белорусским президентом не более чем политическая спекуляция.
«Мы приняли принципиальное решение о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, с портов балтийских государств на ваши порты», – заявил Лукашенко в беседе с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. «Мы очень серьезно обсуждали эту тему на последней встрече с президентом России Владимиром Путиным», – признался он. «Президент России однозначно поддержал эту инициативу. Нам надо договориться с железнодорожниками Беларуси и России и побыстрее реализовать эти договоренности», – сказал Лукашенко.
«Думаю, что если вы даже где-то пойдете на уступки белорусам, то в объемах вы значительно выиграете, потому что это не один десяток миллионов тонн грузов, которые мы переваливаем в портах балтийских государств», – намекнул он на необходимость пересмотреть российские тарифы в сторону снижения.
На заявления президента Белоруссии тут же прореагировали в Литве и Латвии – странах, которые в настоящее время переваливают основную часть белорусских грузов. «Иногда мы слышим такие сигналы… давайте подождем и посмотрим», – осторожно высказался на эту тему министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис. «Я убежден, что наши страны обладают очень современными портами и современным оборудованием и конкурентными ценами. Это вопрос к России и Беларуси, будут ли принятые ими решения политическими, или экономическими и практическими», – намекнул он на политическую составляющую этого решения. «Я очень надеюсь, что в итоге все решит экономика, а не политические импульсы, поскольку они приходят и уходят», – поддержал коллегу и министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич.
В то же время сама тема не стала новой. Еще в 2005 году шла речь о том, что Белоруссия откажется от латвийских и литовских портов в пользу калининградских. Тогда она шла в одном пакете с вопросом цены на газ. Более того, в протоколах решений было записано, что через Калининград Белоруссия перевалит 1 млн. тонн удобрений. Однако об этих намерениях Белоруссия забыла сразу же, как только получила льготные цены на газ. В начале 2006 года речь зашла уже о перевалке грузов через Усть-Луг. Правительство Белоруссии заявило о готовности создавать в Усть-Луге терминал для загрузки белорусских минеральных удобрений, и снова все ограничилось намерениями. Эксперты тогда говорили, что Россия должна снизить свои тарифы на 40%, чтобы цены оказались конкурентоспособными, однако такое развитие ситуации ей невыгодно. Как, впрочем, и Белоруссии оплачивать политические проекты.
Дело в том, что у Белоруссии есть своя стратегия логистики. Ее основные постулаты – диверсификация поставок и поддержание постоянной конкуренции между портами за белорусский транзит, что, к слову, дает свой эффект. Кроме того, специальная госпрограмма предусматривает переход к поставкам, например, нефтепродуктов, на условиях FOB (доставка товара до судна) и CIF (до порта назначения). Для этого нужны собственные терминалы в портах, и соответствующие предложения от Литвы и Латвии Белоруссия получала неоднократно. Однако решение этого вопроса также затормозила необходимость привязки к одному порту.
К тому же даже для обывателя очевидно, что 1000 км до Петербурга и 500, например, до Клайпеды никак не могут стоить одинаково. Кроме того, из России в Европу путь также дольше, чем из Прибалтики. В этой ситуации, если Россия снизит свои тарифы до конкурентных по отношению к прибалтийским, то это будет не экономический, а политический проект. Правда, эксперты расходятся во мнении относительно того, кто будет его оплачивать. Высказывается мнение, что таким может быть счет Белоруссии за контрабанду нефтепродуктов под видом растворителей и разбавителей. «Россия выдвинула определенные условия в обмен на помощь Белоруссии, и Белоруссии некуда деваться», – считает министр коммуникаций и транспорта Литвы Элигиюс Масюлис. Правда, он не думает, что будут расторгнуты действующие контракты. «В долгосрочной перспективе все же по причине недостаточно развитой инфраструктуры, по крайней мере пока, санкт-петербургский порт и новые строящиеся порты в этом регионе не будут готовы к дополнительному обслуживанию очень большого объема грузов», – аргументирует он свою точку зрения.
Большинство экспертов и вовсе склонны считать, что заявления Лукашенко – лишь «демонстрация лояльности» России, за которой не последует никаких действий. «Пока это просто риторика, которая не подкреплена ничем конкретным. Просто логистически перевалка грузов через балтийские порты для Белоруссии оптимальна», – считает белорусский эксперт Татьяна Маненок.
Нельзя забывать еще и о том, что тема отказа от услуг балтийских портов связана с темой санкций в отношении Белоруссии. Литва не случайно выступает яростным противником экономических санкций в отношении официального Минска и лоббистом его интересов в Брюсселе. Весной при обсуждении темы санкций посол Белоруссии в Литве Владимир Дражин говорил о том, что переориентация грузов из Литвы будет стоить этой стране 2,66 млрд. долл. и потери 12 тыс. рабочих мест. По информации посла Белоруссии в Латвии Александра Герасименко, через страну его пребывания идет более 50% всех морских грузов Белоруссии. При этом белорусские грузы дают более 40% грузооборота в портах Латвии. Это значит, что балтийские государства всеми силами будут удерживать Белоруссию, а для Минска, в свою очередь, отказаться от диверсификации в пользу российского порта – это политическое и экономическое безумие.
Минск