0
1620
Газета СНГ Интернет-версия

12.11.2012 00:00:00

Новая интрига Лукашенко

Тэги: белоруссия, порт, балтия


белоруссия, порт, балтия Александр Лукашенко умеет лавировать.
Фото Reuters

Президент Белоруссии Александр Лукашенко создал новую внешнеполитическую интригу, пообещав переориентировать грузы с прибалтийских портов на ленинградские. Это заявление вызвало дискуссию среди политиков и экономистов. Эксперты в большинстве своем склонны считать, что сказанное белорусским президентом не более чем политическая спекуляция.

«Мы приняли принципиальное решение о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, с портов балтийских государств на ваши порты», – заявил Лукашенко в беседе с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. «Мы очень серьезно обсуждали эту тему на последней встрече с президентом России Владимиром Путиным», – признался он. «Президент России однозначно поддержал эту инициативу. Нам надо договориться с железнодорожниками Беларуси и России и побыстрее реализовать эти договоренности», – сказал Лукашенко.

«Думаю, что если вы даже где-то пойдете на уступки белорусам, то в объемах вы значительно выиграете, потому что это не один десяток миллионов тонн грузов, которые мы переваливаем в портах балтийских государств», – намекнул он на необходимость пересмотреть российские тарифы в сторону снижения.

На заявления президента Белоруссии тут же прореагировали в Литве и Латвии – странах, которые в настоящее время переваливают основную часть белорусских грузов. «Иногда мы слышим такие сигналы… давайте подождем и посмотрим», – осторожно высказался на эту тему министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис. «Я убежден, что наши страны обладают очень современными портами и современным оборудованием и конкурентными ценами. Это вопрос к России и Беларуси, будут ли принятые ими решения политическими, или экономическими и практическими», – намекнул он на политическую составляющую этого решения. «Я очень надеюсь, что в итоге все решит экономика, а не политические импульсы, поскольку они приходят и уходят», – поддержал коллегу и министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич.

В то же время сама тема не стала новой. Еще в 2005 году шла речь о том, что Белоруссия откажется от латвийских и литовских портов в пользу калининградских. Тогда она шла в одном пакете с вопросом цены на газ. Более того, в протоколах решений было записано, что через Калининград Белоруссия перевалит 1 млн. тонн удобрений. Однако об этих намерениях Белоруссия забыла сразу же, как только получила льготные цены на газ. В начале 2006 года речь зашла уже о перевалке грузов через Усть-Луг. Правительство Белоруссии заявило о готовности создавать в Усть-Луге терминал для загрузки белорусских минеральных удобрений, и снова все ограничилось намерениями. Эксперты тогда говорили, что Россия должна снизить свои тарифы на 40%, чтобы цены оказались конкурентоспособными, однако такое развитие ситуации ей невыгодно. Как, впрочем, и Белоруссии оплачивать политические проекты.

Дело в том, что у Белоруссии есть своя стратегия логистики. Ее основные постулаты – диверсификация поставок и поддержание постоянной конкуренции между портами за белорусский транзит, что, к слову, дает свой эффект. Кроме того, специальная госпрограмма предусматривает переход к поставкам, например, нефтепродуктов, на условиях FOB (доставка товара до судна) и CIF (до порта назначения). Для этого нужны собственные терминалы в портах, и соответствующие предложения от Литвы и Латвии Белоруссия получала неоднократно. Однако решение этого вопроса также затормозила необходимость привязки к одному порту.

К тому же даже для обывателя очевидно, что 1000 км до Петербурга и 500, например, до Клайпеды никак не могут стоить одинаково. Кроме того, из России в Европу путь также дольше, чем из Прибалтики. В этой ситуации, если Россия снизит свои тарифы до конкурентных по отношению к прибалтийским, то это будет не экономический, а политический проект. Правда, эксперты расходятся во мнении относительно того, кто будет его оплачивать. Высказывается мнение, что таким может быть счет Белоруссии за контрабанду нефтепродуктов под видом растворителей и разбавителей. «Россия выдвинула определенные условия в обмен на помощь Белоруссии, и Белоруссии некуда деваться», – считает министр коммуникаций и транспорта Литвы Элигиюс Масюлис. Правда, он не думает, что будут расторгнуты действующие контракты. «В долгосрочной перспективе все же по причине недостаточно развитой инфраструктуры, по крайней мере пока, санкт-петербургский порт и новые строящиеся порты в этом регионе не будут готовы к дополнительному обслуживанию очень большого объема грузов», – аргументирует он свою точку зрения.

Большинство экспертов и вовсе склонны считать, что заявления Лукашенко – лишь «демонстрация лояльности» России, за которой не последует никаких действий. «Пока это просто риторика, которая не подкреплена ничем конкретным. Просто логистически перевалка грузов через балтийские порты для Белоруссии оптимальна», – считает белорусский эксперт Татьяна Маненок.

Нельзя забывать еще и о том, что тема отказа от услуг балтийских портов связана с темой санкций в отношении Белоруссии. Литва не случайно выступает яростным противником экономических санкций в отношении официального Минска и лоббистом его интересов в Брюсселе. Весной при обсуждении темы санкций посол Белоруссии в Литве Владимир Дражин говорил о том, что переориентация грузов из Литвы будет стоить этой стране 2,66 млрд. долл. и потери 12 тыс. рабочих мест. По информации посла Белоруссии в Латвии Александра Герасименко, через страну его пребывания идет более 50% всех морских грузов Белоруссии. При этом белорусские грузы дают более 40% грузооборота в портах Латвии. Это значит, что балтийские государства всеми силами будут удерживать Белоруссию, а для Минска, в свою очередь, отказаться от диверсификации в пользу российского порта – это политическое и экономическое безумие.

Минск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1232
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
779
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
548
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
782

Другие новости