Возведение современных красивых зданий в Батуми не помогло «Единому национальному движению» удержать власть.
Фото с официального сайта мэрии Батуми
В понедельник лидер коалиции «Грузинская мечта» (ГМ) Бидзина Иванишвили официально приступил к работе на посту премьер-министра. А накануне он присутствовал на первом заседании новоизбранного Верховного совета Аджарии, в ходе которого были укомплектованы ветви власти автономной республики. Формальное их утверждение состоится до конца этой недели. Иванишвили обещал восстановить в Аджарии «истинную автономию», а также заявил, что почти такими же правами будут наделены другие регионы Грузии.
В Верховный совет (ВС) Аджарии, по итогам выборов 1 октября, прошли 13 представителей ГМ и 8 членов бывшей партии власти «Единое национальное движение» (ЕНД).
Председателем ВС депутаты избрали Автандила Беридзе – члена Республиканской партии, входящей в коалицию ГМ. Фракция ЕНД в голосовании не участвовала. Подобным самоотстранением, наблюдавшимся и в ходе голосования в парламенте Грузии, ЕНД демонстрирует «непричастность» к внутриполитическим процессам и одновременно нежелание брать какую-то ответственность за некие их последствия.
После избрания спикера аджарского парламента Иванишвили сообщил журналистам, что и исполнительную власть в автономии возглавит представитель ГМ. Ожидается, что председателем правительства до конца нынешней недели будет утвержден Арчил Хабадзе, который сменит на этом посту Левана Варшаломидзе – одного из ближайших сподвижников президента Грузии Михаила Саакашвили. Этим передел верхнего эшелона власти в любимом регионе Саакашвили будет завершен.
В кулуарах муссируются слухи, что поражение в Аджарии президент Грузии воспринял особо болезненно. Саакашвили действительно вложил много сил и энергии в благоустройство этого края, пытаясь превратить Батуми в туристический центр Грузии. Он проводил в Аджарии едва ли не столько же времени, сколько в Тбилиси. Саакашвили привозил в Батуми всех высокопоставленных визитеров, лично устраивал экскурсии, демонстрируя красоты аджарской столицы и рассказывая, что было здесь до революции роз. Если за некий ориентир брать отстроенную набережную, новые здания, разбитые скверы и парки, то победа ЕНД в Аджарии могла видеться предопределенной. Однако жители автономии рассудили по-своему, отдав ГМ 65% голосов.
– Почему так произошло, все-таки прежняя власть реализовала в Аджарии грандиозные наглядные проекты? – с этим вопросом корреспондент «НГ» обратился к одному из лидеров Республиканской партии, депутату парламента Грузии, коренному батумцу Давиду Бердзенишвили.
– Я не могу назвать их грандиозными. И, очевидно, граждане Грузии, живущие в Аджарии, считают также, если на прошедших выборах отметились критическим отношением к ним – «националы» проиграли в Аджарии выборы. И это можно считать оценкой проектов. Естественно, Батуми стал лучше, чем был во время правления Аслана Абашидзе. Но при этом я не могу сказать, что он стал намного красивее, чем был в моем детстве. Саакашвили ошибался в том, что стоял спиной к Батуми и батумцам, не воспринимая их конкретных нужд. Для него Батуми – лишь часть побережья, а для меня и тех, кто живет в Батуми, – это родной город. Большая часть батумцев была далеко не в восторге от тех объектов, которые строил Саакашвили и при этом делил деньги с инвесторами. То есть это была форма элитарной коррупции – Саакашвили и его власть использовали строительство для обогащения. Конечно, те здания, которые они начали строить, будут достроены. Но в дальнейшем хаотичного развития Батуми, которое, по сути, и не является развитием, не будет.
– Иванишвили обещал вернуть Аджарии реальную автономию. Ее при правлении ЕНД не было?
– У Аджарии была формальная автономия, а, по сути, здесь было некое продолжение президентского правления. 2013 год станет годом не только предоставления реальной автономии Аджарии, но превращения всей Грузии в страну региональных структур. В следующем году будут проведены серьезные реформы местного самоуправления. Все регионы Грузии получат широкие полномочия, хотя и не будут называться автономиями. У Аджарии они будут чуть шире, она исторически более приспособлена к регионализму. Другое дело, что ее автономия носила формальный характер. Во времена СССР – понятно, тогда и у союзных республик не было реальной государственности. Во времена Абашидзе–Шеварднадзе Аджария была обособленной авторитарной региональной структурой. А при Саакашвили – как уже отметил, продолжением президентского правления. Наша задача – наполнить автономию Аджарии реальным содержанием.
– Насколько это целесообразно, если учесть разговоры о «турецкой угрозе»? Насколько серьезна турецкая экспансия?
– Нет серьезной угрозы. Турция в постсоветский период стала партнером Грузии и будет им оставаться. Новые власти не будут проводить антитурецкую кампанию. Есть, конечно, конкретные локальные проблемы, они всегда существуют, но они будут регулироваться на местном уровне в соответствии с грузинским законодательством.
– После победы на выборах ГМ возникли слухи о возможном возвращении Аслана Абашидзе и даже о его желании вернуть утраченное имущество...
– По моим данным, бывший правитель Аджарии сейчас живет в Подмосковье и чувствует себя превосходно – Россия все годы правления ему покровительствовала, и, можно сказать, он сейчас у себя на родине. Его возвращение – неактуально. Я в течение 12 лет боролся против режима Абашидзе, и с режимом покончено. В отличие от прежних властей мы не будем ему запрещать навещать могилу жены, близких. Думаю, он может получить такое право, если будут урегулированы его проблемы с грузинским законом. Сейчас же с Абашидзе не связаны никакие политические вопросы.