Премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев недоволен работой кабинета.
Фото с официального сайта правительства Киргизии
«Казна пуста... Прекращайте пить водку и начинайте работать!» – приказал подчиненным премьер-министр Киргизии Жанторо Сатыбалдиев. Причина такого жесткого обращения – в ситуации с бюджетом республики, в который, как оказалось, «забыли» заложить затраты на подготовку к зиме, закупку зерна, оплату коммунальных услуг и финансирование школ.
Менее года назад киргизские чиновники излучали оптимизм. Люди, отвечающие за экономическое положение республики, обещали снизить расходы, увеличить доходы, выбить из зарубежных доноров дополнительные гранты и льготные кредиты. К примеру, 23 сентября 2011 года замминистра финансов Арзыбек Кожошев заявил, что дефицит бюджета на 2012 год составит 18 млрд. сомов (100 сомов – 66 рублей). Спустя четыре месяца цифру 16 млрд. озвучила председатель Нацбанка Киргизии Зина Асанкожоева.
Нехватка денег в бюджете Киргизии превысила все прогнозы и достигла рекордной отметки в 21,5 млрд. сомов (неофициальные источники называют цифры от 23 до 30 млрд.). Для сравнения: всего в этом году бюджет должен был получить 82,3 млрд. сомов, однако неизвестно, получит ли – поступления в госказну ощутимо сократились.
Из доходной части выпала часть зарубежной помощи. Доноры не выделили 2,2 млрд. сомов. Анкара не перечислила обещанные 106 млн. долл., Азиатский банк развития – 50 млн. долл.
По словам премьер-министра Сатыбалдиева, «из внешних источников не поступили средства, и в этом виноваты только мы сами... Были договоры по кредитам для закрытия дефицита, но эти кредиты тоже не поступили. Надеемся, деньги поступят в следующем году».
На ситуации сказались и проблемы золотодобывающего рудника «Кумтор». С начала года вокруг него то и дело возникали скандалы – то местное население перекрывало дороги, требуя от золотодобытчиков «поделиться средствами», то депутаты призывали немедленно национализировать рудник, сообщая коллегам и СМИ о финансовых и экологических нарушениях, но не предоставляя доказательств. Техногенные и природные факторы плюс действия властей и «заинтересованных граждан» дали эффект в виде значительного сокращения добычи и, как следствие, отчислений в бюджет. Дабы минимизировать ущерб, «Кумтор» выплатил налоги за следующий год авансом.
Среди прочих к нынешней ситуации в экономике Киргизии привела провальная работа коалиционного правительства. В частности, оказались сорваны сроки реализации ряда крупных проектов. Так, предыдущее правительство – Омурбека Бабанова – обещало начать строительство каскада ГЭС на реке Нарын и Камбаратинской ГЭС-1 до 30 марта 2012 года (работы до сих пор не начаты, закладка символической капсулы запланирована на 27 ноября). До апреля планировалось подписать рамочное межправительственное соглашение с Китаем по проекту строительства железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан (не подписано до сих пор). Не проданы акции ЗАО «Альфа Телеком», «Залкар Банка», ОАО «Кыргыз мобайл компани». Если не брать в расчет декларации о намерениях, можно сделать вывод – за год правительство Киргизии не начало реализацию ни одного крупного экономического проекта.
На фоне снижения доходов по-прежнему растут расходы. Уже который год дорожает работа чиновников и депутатов. Как отмечает киргизский бизнес-аналитик Искендер Шершеев, «начиная с 2009 года ВВП – то есть результат трудов всех граждан Киргизской Республики – падал вниз». «После 2010 года с увеличением числа парламентариев до 120 темп роста ВВП упал до 99,5. Восстановление объема ВВП не обрадовало особо резкими подъемами ни в 2011 году, ни в 2012-м. Если судить об эффективности деятельности парламента по росту экономики, можно сказать, что многочисленный парламент образца 2010 года роняет экономику вниз», – утверждает эксперт.
Не обошлось и без сюрпризов. К концу года оказалось, что авторы бюджета «забыли» заложить затраты на подготовку к зиме, выборы, закупку зерна, оплату коммунальных услуг и подушевое финансирование школ. Все это обойдется налогоплательщикам в дополнительные 1,5 млрд. сомов.
Решить накопившиеся проблемы власти Киргизии надеются с помощью секвестрирования бюджета. В эти дни решается, какие именно статьи расходов будут урезаны и насколько. Общий объем экономии должен составить около 3 млрд. сомов. Это поможет Киргизии дотянуть до начала следующего года и получить некоторые кредиты. Итоги двух с половиной лет, прошедших после смены власти в Киргизии, показали – популизм может какое-то время давать результат лишь в политике, но никак не в экономике.
Бишкек