Некоторые ответы Бидзины Иванишвили депутатам озадачили общественность.
Фото Reuters
Кандидат в премьер-министры Грузии Бидзина Иванишвили в среду принял участие в заседании парламентского меньшинства – бывшей партии власти «Единое национальное движение» (ЕНД). Он ответил на вопросы депутатов, в ходе чего возложил ответственность за войну в августе 2008 года на президента Михаила Саакашвили и ЕНД и выразил надежду на восстановление торговых отношений с Россией.
Встреча с Иванишвили состоялась по требованию парламентского меньшинства. Члены бывшей правящей партии захотели от будущего премьера Грузии получить ответы на ряд вопросов. Такое пожелание объяснимо – скоро депутатам предстоит утвердить состав кабинета министров, и, видимо, самое время иметь большее представление по части выполнения победителями парламентских выборов розданных обещаний.
Один из наиболее важных вопросов – отношения с Россией. Потерю российского рынка, как ни старалось ЕНД, компенсировать не удалось. Не в последнюю очередь из-за этого сельское хозяйство Грузии оказалось в незавидном положении. Можно, конечно, вложить в развитие аграрного сектора 1 млрд. долл., как это обещал во время избирательной кампании Иванишвили, но какой в этом смысл, если девать продукцию особенно некуда?
Иванишвили полагает, что «в ближайшее время можно будет возобновить торговые отношения с Россией». «Это в интересах обеих стран, и думаю, что реальная возможность для этого существовала и тогда, когда Грузия подписала соглашение с Россией по ВТО, но у вас (бывших властей. – «НГ») не было тогда политической воли», – заявил Иванишвили на встрече с парламентским меньшинством. По его словам, отмена эмбарго вполне возможно. «Я чувствую и анализирую ситуацию и вижу эту реальность. Не могу сейчас назвать конкретной даты, однако убежден, что в ближайшее время будут восстановлены торговые и культурные отношения между Грузией и Россией», – заявил он.
По его словам, прежние власти завели их в тупик. Более того, президент и главнокомандующий Саакашвили и бывшая правящая партия летом 2008 года инициировали войну: «Эта большая провокация была спланирована вашим главнокомандующим и вами. Об этом сказано и в заявлении международной комиссии Тальявини. Признают это американцы и все европейцы. Этого можно было избежать, если бы у нас было нормальное руководство».
При этом Иванишвили согласился с оппонентами в том, что Россия в течение последних лет готовилась к военному вторжению в Грузию. «Ваш лидер своими провокациями дал повод России для осуществления давней мечты, и реально сегодня мы имеем наши оккупированные территории, – сказал Иванишвили. – Я не могу обещать, что отношения с Россией наладятся завтра или послезавтра. У нас нет и конкретного плана, когда это может произойти, но мы своими правильными действиями, правильным поведением и правильной дипломатией можем скоро вернуть свои территории, если наши интересы совпадут с интересами России и произойдут некие глобальные процессы».
Это заявление будущего премьера несколько противоречит тому, как видит ситуацию будущий глава МИД Грузии. Накануне Майя Панджикидзе также на встрече с депутатами ответственность за состояние грузино-российских отношений возложила на бывшие власти. Но она считает, что они, надеясь на благосклонность Москвы, избрали линию бесконечных уступок: упразднили визовый режим для граждан РФ, обеспечили чрезмерное присутствие российского капитала в грузинской экономике, передали ряд важнейших объектов в управление российских компаний. А получили обратное – сверхжесткий визовый режим, отторжение территорий, торговое эмбарго. Из ее слов напрашивается, что Тбилиси может пересмотреть линию в отношении Москвы. Однако в таком случае вряд ли будут обоснованны надежды на то, что в случае изменения Тбилиси позиций по пунктам, перечисленным Панджикидзе, Москва ответит какой-то либерализацией.
Очевидно, подобные противоречия, которые выявляются в заявлениях видных персон «Грузинской мечты», позволили представителю ЕНГ Акакию Минашвили заметить, что ГМ не производит впечатление сложившейся политической силы, обладающей четким видением проблем и планом действий по их разрешению.
После вчерашней встречи с парламентским меньшинством вопросы к ГМ и ее лидеру могут возникнуть и у электората, обеспечившего коалиции успех на выборах. В частности, Иванишвили, затронув социальную сферу, сказал, что не может назвать точной даты повышения пособий беженцам и пенсий. Он подчеркнул, что всегда выступал за то, чтобы эти выплаты не были ниже прожиточного минимума, однако не называл конкретных сроков решения задачи. «Произойдет это через год или несколько лет, но это реально», – заявил Иванишвили. Также разочаровывающе прозвучал его ответ парламентскому меньшинству и по поводу жилья для беженцев. «Для нас приоритетно, чтобы как можно быстрее удалось обеспечить беженцев жилплощадью», – заявил он.
Реакция фейсбучной общественности Грузии последовала тут же. Часть задалась вопросом: и какая разница между ЕНД и ГМ – мол, Саакашвили тоже кормил народ пространными обещаниями. Некоторые в ответ посоветовали набраться терпения: «Бидзо» до сих пор держал слово.