Тбилисская телебашня ретранслирует сигналы и провластных, и оппозиционных телеканалов.
Фото Хольгера Закариаса
Политические перемены в Грузии не замедлили отразиться на медиасфере, главным образом на телеканалах. Одни – из лагеря бывшей власти – закрылись, другие – из противоположного, наоборот, выдвинулись в ведущие, третьи – сменили владельца, остальные выжидают. Изменений, видимо, стоит ожидать и в сегменте печатных СМИ и информационных агентств. Но это будет не так заметно, как в телевидении.
Первой смену караула в верхах ощутила телекомпания «Имеди» («Надежда»). После объявления ЦИКом предварительных данных, свидетельствовавших о победе оппозиционной «Грузинской мечты», руководство «Имеди» в лице бывшего генсека партии власти «Единого национального движения» (ЕНД) Георгия Арвеладзе объявило о скорой смене владельца.
Напомним предысторию. Медиахолдинг «Имеди» был создан и принадлежал крупнейшему грузинскому бизнесмену Бадри Патаркацишвили. Когда он бросил вызов властям, умеренный телеканал стал площадкой для выступлений оппозиции и сыграл важнейшую роль в активизации протестно настроенной части общества. Функции «Имеди» осенью 2007 года были вполне сопоставимы с функциями другой телекомпании «Рустави-2», сыгравшей видную роль в революции роз. Жестоко подавив масштабные выступления по всему Тбилиси 7 ноября, власти деятельность «Имеди» оставить без внимания не могли. Сценарий против телеканала был реализован банальный: вторжение спецназа, паралич работы, временное закрытие. С внезапной смертью Патаркацишвили защитить телекомпанию по сути стало некому – семья бизнесмена делала, что могла, но отстоять ее в судебных инстанциях не сумела. Телекомпания вначале перешла во владение к дальнему родственнику Патаркацишвили, предъявившему на нее претензии, а позднее по сложной схеме владения и управления стала вторым после «Рустави-2» рупором ЕНД. Теперь после поражения ЕНД «Имеди» без каких-то разбирательств и требований за символические 3 лари (около 2 долл.) возвращена семье Патаркацишвили, которая приступила к аудиту телекомпании. Пока же из вещательной сетки «Имеди» выпали все политические и развлекательные шоу. Из эфира также исчезли «головы» журналистов, в ходе недавней предвыборной кампании, да и до нее тоже, наиболее ретиво «воевавших» за ЕНД. Похоже, «Имеди» ожидает полное переформатирование.
Почти одновременно с «Имеди» перипетии возникли вокруг единственного русскоязычного канала ПИК (Первый информационный кавказский). Он был создан властями, согласно их же заявке, для консолидации народов Южного Кавказа. Однако работающий «по заказу Общественного вещателя Грузии (ОВГ)» ПИК отличился главным образом передачами антикремлевского характера.
Существование ПИКа, конечно, не являлось причиной печального состояния грузино-российских отношений, а скорее следствием и изрядно раздражало Москву, в целом завышенно приравнивавшей влияние этого телеканала к влиянию условного «голоса Америки» времен холодной войны. Низкорейтинговый ПИК собрал в своих рядах русскоязычных журналистов, и, возможно, предоставление им рабочих мест и было его главным плюсом в стране, где безработица является одной из главных проблем и где русский язык утратил былые позиции. С субботы вещание телекомпании прервано. До этого сотрудники устроили в прямом эфире акцию – молчанием сопроводив информационный выпуск в знак протеста против готовившегося закрытия канала. Однако руководство ОВГ именно эту акцию назвало едва ли не главной официальной причиной прекращения сотрудничества. Впрочем, и сам ОВГ, по мнению общественности, не выполнявший функции общественного вещателя, а игравший на стороне власти, вероятно, тоже ждут непростые времена. А что будет с ПИКом – непонятно, поскольку на его частоту претендует медиаобъединение «Объектив», вещающее сейчас в Интернете.
Дело в том, что именно «Объектив» несколько лет назад выиграл тендер на свободную частоту. Однако, по утверждению его руководителя Ирмы Инашвили, частоту просто отняли и передали телекомпании «Алании», которая плотно сотрудничала с МВД, вещала на русском языке и была создана для «промывки мозгов» населению Южной Осетии. Позднее «Аланию» преобразовали в упоминавшийся ПИК. Ирма Инашвили, как писала «НГ», стала одной из главных организаторов скандальной демонстрации в прямом эфире оппозиционных каналов «ТВ-9» и «Маэстро» видеоматериалов с жесточайшими пытками заключенных в одной из тбилисских тюрем. Именно это переломило ход избирательной кампании в пользу оппозиционной ГМ. Стоит предполагать, что «Объектив» обратится в соответствующие инстанции с напоминанием об «истинной» принадлежности частоты, на которой вещала «Алания», преобразованная в ПИК. Во всяком случае на днях Инашвили в Facebook вспомнила историю выдворения «Объектива» из телепространства.
Непростые времена ожидают телекомпанию «Рустави-2», имеющую, наверное, самую массовую аудиторию. Сразу две группы бывших ее владельцев готовят иски в суды, в которых утверждают, что в свое время вынуждены были продать «Рустави-2» под прессом властей. Если давление на хозяев и купля-продажа «Имеди» имели в первую очередь политическую подоплеку, то эпопеи со сменой владельцев «Рустави-2», похоже, носили «бизнес-интерес», так как телекомпания являлась безусловным лидером на рекламном рынке. Бизнес-версию неоднократного отчуждения «Рустави-2» у владельцев подтверждает и то, что, став глашатаем революции роз, телекомпания свою политику в отношении к пришедшему к власти ЕНГ не изменила ни на йоту. Впрочем, второй ее владелец – бизнесмен Кибар Халваши был близким другом объявившего себя оппозиционером бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили. Переход «Рустави-2» от Халваши к новым хозяевам по времени совпало с недолгим противостоянием Окруашвили с властями.
По мнению медиаэксперта Звиада Коридзе, телепространство Грузии претерпит изменения. Они, собственно, уже бурно начались. Коридзе считает, что у ЕНГ не хватит ресурсов содержать для обслуживания своих интересов сразу несколько телекомпаний. Поэтому «Имеди» без каких-то предложений или исков было возвращено законным хозяевам – семье Патаркацишвили, хоть и неизвестно, в каком финансовом состоянии. Общественное телевидение, понятно, продолжать прежнюю политику, в той или иной степени льющую воду на мельницу ЕНГ, не сможет. «Посему «националы», как мне кажется, расставшись с «Имеди» и прикрыв еще и малобюджетный низкорейтинговый «Реал-ТВ», постараются удержать под своим влиянием «Рустави-2», – полагает Коридзе.
В противовес упомянутым телекомпаниям, очевидно, усилят позиции и расширят охват вещания «ТВ-9» – собственность лидера ГМ Бидзины Иванишвили, и «Маэстро», заявленная нейтральность которого походила на оппозиционность. Возможно, добьется наконец полноценного режима вещания часто функционирующая в усеченном режиме «Кавкасия» – умеренно оппозиционный телеканал. Коридзе предполагает, что определенные изменения могут произойти и в деятельности мелких районных телекомпаний.