В Белоруссии спрос на валюту не снижается.
Фото Reuters
Александр Лукашенко заявил, что ситуация на белорусском валютном рынке стабилизировалась после «политических вакханалий» оппозиции. Однако эксперты утверждают, что все не так, как хотелось бы президенту. Судя по тому, что в местных обменниках вновь зафиксирован повышенный спрос на валюту, можно предположить, что уверениям власти не верит и население.
В понедельник в Минске в ходе доклада премьер-министра Михаила Мясниковича президент Александр Лукашенко заявил, что ситуация на валютном рынке стабилизировалась. «Насколько это возможно, я отслеживаю ситуацию на валютном рынке. Меня, конечно, удовлетворяет, что там уже произошел перелом после этих политических вакханалий и действий нашей так называемой оппозиции... Три последних дня Национальный банк валюту скупал. Это хороший сигнал на укрепление белорусского рубля, это надо делать», – приводит пресс-служба слова главы государства.
Лукашенко отметил, что среди предпринимателей также «произошел поворот» – они начинают торговать по курсу Национального банка и ниже. По его словам, «наша национальная валюта должна быть не излишне прочной и крепкой, чтобы экспорт не повалить, но и искусственно в угоду каким-то политическим моментам нам не надо ее ослаблять». «Поэтому Национальный банк проводит абсолютно правильную политику», – заключил президент.
«Это же не дело, что мы какими-то макроэкономическими усилиями пытаемся удержать этот курс. Все в материальном производстве: произвел, продал, получил деньги на внешних рынках. И будет нормальная ситуация. Надо те положительные тенденции, которые происходят на валютном рынке, закрепить в материальном производстве», – сказал глава государства.
Однако выводы наблюдателей об ажиотаже на валютном рынке Белоруссии получили официальное подтверждение. Национальный банк сообщил, что по итогам сентября на внутреннем рынке было куплено на 611 млн. долл. больше, чем продано. Эксперты объясняют это ухудшением сальдо торгового баланса и высокой степенью недоверия населения к власти. Их ситуация на валютном рынке нисколько не удивляет. «Случилось то, о чем говорили достаточно много специалистов», – говорит экономист Дмитрий Крук. Прекращение контрабандных поставок нефтепродуктов из российской нефти в Европу остановлено, в связи с чем сальдо внешней торговли поменяло плюс на минус. К тому же окрепший накануне выборов рубль на фоне возросших доходов населения и предприятий спровоцировал рост спроса на импорт.
Хуже всего то, что любые действия Нацбанка чреваты неприятными последствиями. Искусственное удержание курса рубля ослабит золотовалютные резервы, и без того находящиеся на критическом уровне. По мнению экспертов, обвалом рынка может закончиться и постепенное ослабление рубля. Главная причина этого – высокая степень недоверия населения к власти.
Между тем сам Лукашенко подобные обвинения считает надуманными. Во вторник на пресс-конференции в Минске для российских региональных СМИ он заявил, что попытки представить его в качестве диктатора несостоятельны, и сослался на то, что в свое время разрешил вывоз ядерного оружия, находившегося на территории республики с советских времен. «Я его вывел. А если бы я был диктатором, я бы это оружие не вывел – самое лучшее оружие было», – сказал он. Белорусский лидер призвал не демонизировать Владимира Ленина и Иосифа Сталина и заявил, что ему до них далеко. «Я далеко отстал от Владимира Ильича и Иосифа Виссарионовича. Мне до них еще топать и топать. Перед ними стояли такие задачи... У меня, конечно, несколько своя оценка, нежели в российском обществе, Сталина и Ленина. Но по меньшей мере так к ним относиться не должны. Это наши были руководители. Ленин создал государство, Сталин его укрепил», – сказал Лукашенко. «Пройдет еще полвека, как же нас будут оценивать, меня? Если начнут поддерживать тенденцию, как на Западе, так я – хуже Сталина: ходил по улицам, ловил людей, кушал их, особенно женщин... Будут демонизировать, как Сталина и Ленина», – с иронией добавил президент. По его словам, европейцы не критикуют свою историю. «А почему вы нам запрещаете гордиться тем, что у нас была советская империя?» – задал вопрос белорусский президент. В связи с этим он привел в пример Китай: «Я много раз бывал в Китае, на площади, напротив резиденции президента, стоит усыпальница Мао Цзэдуна. Они ее не снесли».
Лукашенко «прошелся» по ЕС и из-за санкций, введенных против Белоруссии. «Вчера приняли решение продлить санкции по Беларуси. За что? Какие санкции? Я понимаю, что не нравится Лукашенко. Ну, так прямо скажите об этом», – заявил он. По его словам, доклад ОБСЕ о результатах парламентских выборов был подготовлен заранее, и в него никакие изменения после выборов не внесли. Лукашенко убежден, что ЕС применяет двойные стандарты в отношении Белоруссии и России.
Но оказалось, что и Россия для Лукашенко далеко не образец демократических выборов. «У вас выборы – большие деньги и шоу, у нас – праздник. Вы взяли многое от Запада, хотите «немножко беременными» быть, но так не получается. У вас – партии. Чем больше выборы, тем больше в топку денег бросается, – заявил он. – Мы не хотели бы, чтобы у нас так было, мы, слава богу, до этого еще не доросли... Нас критиковали за то, что у них буфеты на участках. У нас и пиво продается, и водка, но я не помню, чтобы кого-то пьяного взяли и вывели. Я тоже прихожу в буфет и спрашиваю – что есть белорусского, какая водка, какой коньяк». Лукашенко напомнил, что такая организация выборов сохранена с советских времен.
В советах России Лукашенко этим не ограничился, а вспомнил еще и советский опыт освоения Севера. «...Я бы не отпихивался от опыта советских времен. Ведь держали людей на Севере, и не только «приказал – поехал»... Приехал: жилье, работа, нормальные условия для детей, зарплата. Вы от этого опыта никуда не уйдете, вам это предстоит делать. Опыт есть, его можно полностью перенять, частично. Хоть он и страшный, и тяжелый очень, но от него никуда не денешься», – заявил белорусский президент и заметил, что считает возможным переезд белорусов для работы на российском Севере.
Лукашенко также выступил против «варварской приватизации», но при этом сказал, что поддерживает частную собственность. «Процесс приватизации сдерживается, а вот частная собственность у нас не тормозится. Я категорический противник приватизации в том виде, в каком она привнесена на наше постсоветское пространство, – заявил он. – Только то предприятие, которое ты создал сам, для тебя будет ценно, я убежден в этом». Президент сообщил, что распорядился аннулировать списки предприятий, которые должны быть приватизированы. «Нельзя связывать приватизацию и частную собственность. Частная собственность – это достояние любого общества, но она должна быть приобретена и выстрадана. Приходи и создавай у нас свое частное предприятие, но за свои деньги или кредит в банке», – считает президент.
Минск