Официальный Минск не приемлет западные демократические ценности, его экономические виды, идеологию в целом. Однако это не мешает белорусской элите, включая близкое окружение Александра Лукашенко, постепенно интегрироваться в европейское общество – дети чиновников и предпринимателей учатся и работают за рубежом, а сами они становятся собственниками предприятий и недвижимости в ближайших европейских странах.
Несовпадение внешнеэкономической ориентации государства и пристрастий населения уже давно проявляется в длиннющих очередях в посольства ближайших европейских стран – Польши и Литвы, переполненных поездах, курсирующих между этими странами и Белоруссией, а также многочасовых из-за скопления людей ожиданиях для перехода границы.
Представитель белорусского среднего класса – это, как правило, счастливый обладатель многоразовой шенгенской визы, который в местных магазинах покупает лишь скоропортящиеся молочные продукты и хлеб. Привычными для белорусов, чей ежемесячный доход уже превысил обещанный Александром Лукашенко порог в 500 долл., стали поездки на шопинг в Литву или Польшу. Из них они везут все начиная от бытовой техники и одежды и заканчивая бакалейными товарами типа чая, кофе и макарон.
Статистические данные подтверждают, что с каждым годом таких людей становится все больше. Например, как сообщила недавно пресс-служба Белорусской железной дороги, в прошлом году из Белоруссии в Литву и обратно было перевезено более 188 тыс. пассажиров, что выше уровня 2010 года на 53%. К сожалению, нет статистической информации о том, сколько предприятий открыли белорусы в «ближайшем дальнем зарубежье», как именуют в стране близко расположенные территориально государства. Однако то и дело приходится слышать от представителей белорусского бизнеса о том, что наряду с предприятием на родине они создали аналогичное и в странах Балтии или Польше. Логично, что для временного пребывания состоятельные люди в странах ведения бизнеса приобретают и недвижимость. Кстати, и «простые белорусы» зачастую покупают в этих странах скромное недорогое жилье, чтобы иметь возможность получать шенгенские визы.
На этой неделе информационное пространство всколыхнуло сообщение литовских СМИ о том, что пребыванию на родине и культивируемой на официальном уровне интеграции с Россией противоположному вектору отдают предпочтение не только те, кто тесно сотрудничает с белорусскими властями, но даже сами представители этой власти. Литовский телеканал TV3 сообщил о том, что элитную недвижимость в Вильнюсе уже приобрели приближенные к власти белорусские олигархи Александр Шакутин и Юрий Чиж. Последний, кстати, включен в списке тех, на кого распространяются санкции ЕС, поэтому эксперты предполагают, что недвижимость покупалась на подставных лиц. Еще более интересной выглядит информация о том, что дорогую недвижимость в Вильнюсе имеют премьер-министр Михаил Мясникович и экс-глава МИДа Сергей Мартынов. Как утверждают литовские источники, белорусская бизнес-элита и высокопоставленные представители властных структур в отличие от простых белорусов интересуются не только шопингом, но и пытаются делать большую политику с участием литовских предпринимателей, пытаясь создать свое лобби в Европе. Правда, комментируя эту информацию, глава комитета по иностранным делам Сейма Литвы и вице-президент Парламентской Ассамблеи Совета Европы Эмануэлис Зингерис заявили, что усилия эти бесполезны. «Система контроля решений Евросоюза делает такие попытки бессмысленными. Граждане же демократических стран должны исключить возможность влияния на их политику со стороны авторитарных соседей», – говорит он. По мнению политика, создавая себе «плацдармы» в Европе, властная элита демонстрирует недоверие системе, которую сама же создала. «Они хотят приобрести имущество, которое будет защищено законами ЕС, хотят, чтобы их дети учились в европейских университетах», – констатирует Зингерис.
«В белорусских условиях нельзя показывать свои дивиденды. В стране действует теневая экономика, чиновники и бизнесмены не декларируют всю прибыль, которую они получают. Вложение денег в недвижимость за границей является удобным способом ее легализации», – говорит о причинах «интеграции» с Европой директор Фонда защиты граждан, литовский правозащитник Стасис Каушинис. Соглашаясь в целом с тезисом о недоверии системе, он также предполагает, что белорусские чиновники и предприниматели боятся за судьбу своего капитала, «который получен незаконно либо с использованием служебных полномочий». Интересно, что в среде белорусских политиков говорят даже о том, что, покупая недвижимость и предприятия в европейских странах, представители властей готовят себе запасной аэродром. Экспертам, правда, такое мнение кажется неубедительным. Для таких целей больше подошла бы, например, Венесуэла, полагают они. Местные наблюдатели скорее склонны сравнивать бизнесменов и чиновников, создающих «аэродромы» в Европе, с крысами, которые бегут с тонущего корабля под названием «Республика Беларусь».
Минск