Бидзина Иванишвили и его команда победителей.
Фото Reuters
Сегодня, возможно, состоится встреча лидера победившей на парламентских выборах коалиции «Грузинская мечта» (ГМ) Бидзины Иванишвили с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Как сказал триумфатор выборов, решение может быть принято после очередных переговоров по вопросам передачи-приема власти, которые ведут рабочие группы ГМ и «Единого национального движения» (ЕНД). Накануне же он объявил состав правительства, которое начнет работать вслед за новым парламентом.
Председатель Республиканской партии, один из лидеров ГМ Давид Усупашвили, которого Иванишвили видит спикером парламента, сказал, что на официальное утверждение правительства потребуется несколько недель. Поэтому члены ГМ уже сейчас войдут во все структуры для безболезненного процесса приема власти.
Этими представителями стали кандидаты в министры, которых в понедельник объявил Иванишвили.
В будущем кабинете министров Грузии немало лиц малоизвестных или вовсе не известных мировой общественности. Наиболее популярным, вероятно, можно считать футболиста Каху Каладзе, который станет вице-премьером и одновременно министром регионального развития и инфраструктуры. Экс-звезда «Милана» и экс-капитан сборной Грузии не лукавил, назвав свое выдвижение на высокую должность сюрпризом. «Предложенная сфера деятельности мне незнакома, предстоит ее изучить. Но вместе с этим отмечу, что при прежних властях если какая-то структура и работала, то это было именно Министерство регионального развития», – сказал Каладзе.
Другое узнаваемое лицо в кабмине – бывший постпред Грузии в ООН Ираклий Аласания. Он также получил должность вице-премьер-министра и одновременно будет возглавлять Министерство обороны. Аласания с давних пор считался одним из наиболее перспективных грузинских политиков. Он представлял страну в ООН в самый неоднозначный период – во время войны в августе 2008 года. Когда обстановка немного стабилизировалась, он в знак протеста против политики Саакашвили подал в отставку. В Тбилиси в это время разрозненная оппозиция устроила серию акций, и ожидалось, что именно Аласания, вернувшись из Нью-Йорка, сможет объединить противников власти. Однако этого не произошло в силу ряда причин. Объявив о создании собственной оппозиционной партии, в которую преимущественно вошли оказавшиеся не у дел бывшие работники дипломатического корпуса, Аласания пытался сфокусировать внимание общественности на своей оппозиционной деятельности. Но в полной степени это удалось лишь тогда, когда в политику пришел Бидзина Иванишвили.
Созар Субари – бывший омбудсмен, возглавит Министерство по исполнению наказаний, деятельность сотрудников которого послужила катализатором перелома прошедшей избирательной кампании в пользу оппозиции. Не понаслышке знакомый с ситуацией в пенитенциарной системе, Субари обещал в случае своего утверждения на пост министра смягчить положение заключенных.
Портфель министра юстиции получит специалист в этой области Тея Цулукиани, запомнившаяся в период предвыборных баталий блестящим мастерством ведения дискуссий с представителями властей, а главы МИДа – еще одна женщина, бывший посол в Нидерландах, пресс-спикер «Грузинской мечты» Майя Панджикидзе. Дочь блестящего писателя Гурама Панджикидзе в кратком выступлении выразила надежду, что ей удастся нормализовать отношения с Россией. А писатель Гурам Одишария станет министром культуры и охраны памятников. МВД Иванишвили доверил Ираклию Гарибашвили, который первым своим шагом на министерском посту назвал деполитизацию вверенного ведомства. Однако, по мнению экспертов, только этим ограничиваться, видимо, не стоит, а следует из МВД вычленить структуры госбезопасности и пограничных войск. Распутывать сложный клубок системы грузинского здравоохранения поручено Амирану Гамкрелидзе, разгребать завалы в сельском хозяйстве – Давиду Кирвалидзе. Давний комментатор и автор «НГ» конфликтолог Паата Закареишвили получит, пожалуй, самую незавидную должность в грузинском правительстве – министра по реинтеграции. Известный непопулярными у прежних властей и части местного общества высказываниями и предложениями в плане разрешения грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, Закареишвили еще в ходе избирательной кампании получил лестную характеристику от Иванишвили – «политик высокого уровня». Известно, что он пользуется авторитетом не только у противоположной стороны переговоров, но и в абхазском и югоосетинском обществах. Насколько полно ему удастся восстановить и реализовать переговорный ресурс с Сухуми и Цхинвали, пока не понятно. Сам Иванишвили в понедельник заявил, что «Грузинская мечта» считает необходимым и важным продолжать женевский формат консультаций по превенции напряженности.