Официальный Минск рассчитывает, что мандат спецдокладчика Совета ООН по Белоруссии просуществует недолго. Об этом заявил постпред страны в ООН Михаил Хвостов. Этого оказалось достаточно, чтобы эксперты заговорили об очередном витке противостояния между белорусскими властями и международными институтами.
Михаил Хвостов, разумеется, выразил скорее официальное отношение Минска не столько к личности спецдокладчика Совета Миклоша Харасти, а больше к политике Запада к Белоруссии. «Это навязывание Европейским союзом Совету по правам человека собственного политического видения прав человека и придание такой политике всеобщей значимости», – оценил чиновник действия Совета ООН. «У этой инициативы ЕС нет будущего… Убежден в том, что новый пост спецдокладчика долго не просуществует, потому что ООН не может основывать свою деятельность на ложных представлениях о демократии», – уверен Хвостов.
Логично, что, не принимая идею введения поста спецдокладчика, официальный Минск все-таки не одобряет и персоналии. «Тот факт, что они выдвинулись на пост, который не является консенсусным, не поддержан Беларусью и большинством государств – членов Совета по правам человека, говорит о многом», – заявил Михаил Хвостов. Тем не менее в своем интервью официальному информагентству страны он не удержался от того, чтобы высказать недоверие назначенному спецдокладчику – представителю Венгрии Миклошу Харасти. «Я достаточно критично относился к его прошлой деятельности на посту представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ», – признался Хвостов. По его мнению, деятельность Харасти «способствовала созданию в постсоветских странах атмосферы, благоприятной для культивирования диссидентства». «Политическое прошлое спецдокладчика не позволит ему быть независимым в оценке политической жизни в Беларуси», – считает чиновник.
Напомним, что пост спецдокладчика по Белоруссии Совет ООН по правам человека учредил в июне этого года. На сессии совета была принята резолюция, призывающая руководство страны освободить политзаключенных и прекратить репрессии. Документ стал реакцией на все события, последовавшие за президентскими выборами в стране. Минск уже тогда резко высказался о введении мандата спецдокладчика. «Главная задача, которую ставит ЕС перед этим мандатом, – это целенаправленная антиправительственная деятельность в Беларуси под прикрытием ООН», – заявлял в тот период Хвостов. Кстати, мандат учреждается уже во второй раз. Предыдущий был упразднен в 2007 году на фоне надежд на либерализацию в Белоруссии. Время его существования отмечено не только горячими спорами и конфликтами между Минском и Советом ООН по правам человека, но и внутри этой международной организации. Это дает основания экспертам говорить о том, что Белоруссия в очередной раз накануне серьезных конфликтов с ООН. Тем более что и в этот раз за восстановление поста проголосовали только 22 страны. При этом 20 воздержались, а пять были против. Такой разброс мнений – основа не только для дискуссий, но и для конфликтов.
Умение властей Белоруссии отрицать очевидное и не признавать упреки мировой общественности в несоблюдении прав человека стали уже нормой и никого не удивляют. Все попытки воздействовать на происходящее в стране в Минске оценивают как вмешательство во внутренние дела страны и считают давлением. Белорусские власти изначально избрали путь «законного беззакония» и теперь на все замечания отвечают, что главным критерием должно быть соответствие национальному законодательству. В то же время в результате многолетней системной работы по подавлению инакомыслия сформировалось такое законодательство, которое обеспечивает власти вседозволенность. А если вдруг где-то обнаруживается пробел, ограничивающий ее действия, тут же вносятся поправки в законодательство.
Красноречивый пример такого развития событий – недавнее заявление главы ЦИКа Лидии Ермошиной о том, что в скором будущем призывы к бойкоту выборов будут рассматриваться как общественно-массовые мероприятия, которые в Белоруссии уже де-факто запрещены. Местные наблюдатели уверены, что это признак того, что власти очень не понравилась «кампания бойкота», организованная оппозицией на минувших парламентских выборах. Как писала «НГ», конфликт между властью и оппозицией по итогам нынешних выборов развивается по поводу ответа на вопрос: состоялись они или нет. ЦИК заявил о рекордной явке около 80%, а независимые наблюдатели продолжают демонстрировать доказательства того, что на избирательные участки пришло менее половины имеющих право голосовать.
Минск