Минск опасается потери своего аэропорта.
Фото РИА Новости
Российско-белорусские переговоры по вопросам авиасообщения могут завершиться в ближайшее время. Стороны должны согласовать порядок полетов в зимний период. Возможно, эти переговоры и остались бы техническими и не замеченными общественностью, если бы не авиационный конфликт весной, который даже привел к отмене рейсов.
Как следует из заявлений чиновников, инициатором переговоров стала Белоруссия. Об этом еще в середине прошлого месяца сообщил заместитель генерального директора компании «Белавиа» Игорь Чергинец. Предполагалось, что переговоры состоятся 27 сентября, однако белорусская сторона попросила отложить их до 3–4 октября, о чем объявили ее российские партнеры.
Напомним, что в марте этого года «Белавиа» и Росавиация не смогли найти общего языка по вопросу частоты полетов между Минском и Москвой. Российская сторона настаивала на пяти рейсах в сутки, белорусская утверждала, что и на четырех летать некому. Из-за разросшегося конфликта «Белавии» даже пришлось отменить один рейс в Москву. В начале апреля белорусы все же уступили, напуганные тем, что Россия может запретить им летать в регионы. Однако в ходе разбора полетов белорусские эксперты и чиновники сообщили, что опасаются российской экспансии. Они говорили и о возможном захвате белорусской авиакомпании, и о намерении российских авиаперевозчиков с пользой для себя организовать в Минске перевалочный пункт на западном направлении. «Такими действиями «Аэрофлот» стремится к захвату белорусского авиарынка», – откровенничал даже Игорь Чергинец.
Как стало понятно по ходу перебранки сторон, основой конфликта стало Единое экономическое пространство (ЕЭП). В Москве рассудили: если есть ЕЭП и одинаковые цены на энергоносители, то и на частоту авиаполетов не должно быть никаких ограничений. В Минске же продолжали руководствоваться прежними договоренностями от 1997 года о паритетности полетов. Тогда стороны взяли тайм-аут до осени, но остались каждый при своем мнении. Как утверждают источники «НГ», близкие к переговорному процессу, «Белавиа» не желает ставить под угрозу собственную монополию. Впрочем, в России по-прежнему уверены, что новые интеграционные условия требуют пересмотра старых соглашений. Это означает, что переговоры могут быть непростыми. В белорусской экспертной среде уверены в том, что их нужно ставить в один ряд с переговорами по поводу участия российских компаний в белорусской приватизации. В обоих случаях речь идет о нежелании Белоруссии участвовать в интеграционных процессах, которые не сулят ей выгоды или угрожают потерей хоть малой толики суверенитета.
Подобные споры запрограммированы, считают местные эксперты, поскольку страны развиваются в противоположных направлениях: Россия строит рыночную экономику – Белоруссия восстанавливает государственную. Разновекторность оборачивается и разной степенью свободы для бизнеса, и способами государственной поддержки, искажающей зачастую условия торговли. Все это, к слову, наглядно проявилось в не столь давних «молочных конфликтах».
Впрочем, следует отметить, что в Белоруссии интересы бизнеса и властей порой совпадают. Предприниматели понимают, что не смогут выдержать соревнование с более сильными и мощными российскими конкурентами, а догнать соседей не дают сами власти, контролируя каждый шаг. В то же время российские предприниматели, работая в более либеральных условиях, имеют все шансы потеснить белорусский бизнес.
Минск