Политический успех Бидзины Иванишвили его сторонники праздновали всю ночь.
Фото Reuters
ЦИК Грузии весь понедельник продолжал работать над результатами выборов в парламент, состоявшихся в понедельник. Окончательные итоги будут объявлены 20 октября. А по предварительным, победу одержала оппозиционная коалиция «Грузинская мечта» (ГМ) миллиардера Бидзины Иванишвили, набравшая более 50% голосов. Подсчет бюллетеней продолжается, но разрыв между победителями и занявшим второе место «Единым национальным движением» (ЕНД), составляющий больше 10%, по мнению экспертов, если и уменьшится, то несущественно. Остальным участникам выборов пятипроцентный проходной барьер не покорился. Несколько тысяч наблюдателей серьезных нарушений не выявили.
Несмотря на то что в парламент Грузии прошли две политические силы, говорить о его двухпартийности нельзя.
«Грузинская мечта» является коалицией пяти партий, поэтому, как сказал сам Бидзина Иванишвили, высший законодательный орган нового созыва будет многопартийным. Он не исключил, что коалиция в нынешнем виде прекратит существование, и «это здоровый политический процесс». «В нашей организации достигнуто согласие по всем главным вопросам, и хотя имеются разночтения и разногласия по второстепенным, политический союз в отношении решения важнейших проблем мы сохраним в парламенте», – заявил журналистам Иванишвили после получения первых данных ЦИКа, свидетельствовавших о победе ГМ.
Саакашвили зададут неудобные вопросы
Когда эмоции немного улеглись, триумфатор, сам, кстати, в выборах не участвовавший, поскольку был лишен гражданства Грузии и отказался пользоваться предоставленными взамен конституционными поправками, дававшими ему возможность избирать и быть избранным, сказал, что главная его задача – восстановление справедливости, возвращение свободы, улучшение благосостояния населения. «Именно из-за этого я пришел в политику», – сказал Иванишвили. По его словам, первое и наиважнейшее, чем предстоит заняться не откладывая – госбюджет. «У меня изначально было предчувствие победы на выборах, и оно меня не подвело. Но в отношении бюджета у меня противоположные, тяжелые предчувствия», – признался Иванишвили, подразумевая, что уходящие из власти в оппозицию «националы» оставляют тяжелое финансовое наследие. Однако миллиардер уверен, что справится с вызовом: «Есть несколько хороших идей, и в зависимости от ситуации будет применен тот или иной план, который, конечно, не обогатит жителей Грузии мгновенно, но улучшение окажется для всех заметным, и все его почувствуют достаточно быстро».
Иванишвили подчеркнул, что не собирается сводить счеты по политическим причинам, «ибо и проигравшие – наши братья и сестры», но на какие-то «неудобные вопросы» уходящей исполнительной власти ответить придется. «Сейчас им уже надо думать о том, как работать, находясь в оппозиции, и находить общий язык с будущим парламентским большинством», – сказал он.
Саакашвили проигрывает достойно
Как Бидзина Иванишвили посрамил скептиков, кривившихся в ответ на его уверенные заявления о неизбежности победы еще в начале избирательной кампании, так и президент Михаил Саакашвили опроверг зловещие прогнозы о тотальной фальсификации выборов властями, жестком противостоянии и вероятной гражданской войне. И не имеет значения, под давлением Запада и собственной общественности, или по совету приближенных, или самостоятельно, но вечером в понедельник он, хоть и с некоторыми оговорками, признал победу ГМ. Именно после этого витавшая в наэлектризованной атмосфере напряженность моментально спала. И пусть некоторые фанатики из ЕНД продолжают утверждать, что «еще не все подсчитано и победа будет за нами», главное – Грузия, похоже, действительно избежала противостояния, вероятность которого была крайне высока, и впервые в своей постсоветской истории сменила власть не насильственным путем.
Михаил Саакашвили, остающийся главой государства до президентских выборов 2013 года, после которых, согласно Конституции, центр исполнительной власти перейдет к премьер-министру и заметно возрастет функциональность парламента, признал запредельную эмоциональность избирательной кампании, небывалый уровень грязных технологий, периодически неприемлемую риторику и призвал все политические силы забыть об этом периоде и приступить к сотрудничеству во имя родины.
Чего стоит ожидать от новой власти
Новые власти Грузии, очевидно, первые эффектные и эффективные действия осуществят в социальной сфере. Что бы ни говорилось, но популярность «Национального движения», возглавившего страну с зашкаливающим рейтингом, сошла на нет по той причине, что люди не могут впасть в 10–15-летний анабиоз и проснуться, когда заработают перспективные проекты в туристической или аграрной сферах. Видимо, стоит предположить, что Иванишвили и компания на первых порах пересмотрят удушающую тарифную политику в коммунальной системе. Не зря сам лидер ГМ в своих выступлениях не раз затронул тему необъяснимо высокой цены на электричество, которое Грузия сама генерирует, и газ, немалые объемы которого стране достаются бесплатно в качестве оплаты за транзит из Азербайджана в Турцию. Оперативных реформ стоит ожидать и сфере здравоохранения, ставшей сложной, запутанной, вроде бы доступной всем, вроде бы страховочной, но...
Другим первоочередным шагом может стать восстановление особого положения Грузинской православной церкви (ГПЦ), ущемленной в правах, как по ее, так и по мнению большинства населения, со стороны светских властей. Возможно, закон о равноправии всех конфессий и их юридическом статусе, принятый Грузией согласно обязательствам перед Советом Европы, пересмотрен не будет, но переговоры по вопросам принадлежности религиозных и культурных памятников, которые ГПЦ считает для себя унизительными, могут быть свернуты или заморожены. Так же как восстановление или строительство мечетей в исторических местах, где мусульманское население сегодня отсутствует. Такое, конечно, может вызвать некоторую нервозность среди нацменьшинств или в отношениях с соседними странами. Но она вполне преодолима.
Подобных действий на внутренней арене вкупе с помощью пострадавшему от стихии аграрному сектору, освобождением телевидения от государственного диктата и устранением мелких, но раздражающих общество порождений «Национального движения» (типа «школьных шерифов» – институт, официально ответственный за дисциплину в школах, но на деле зачастую расширявший полномочия до политического диктата в учебных заведениях и насаждения «нужной» идеологии) на первых порах будет достаточно, чтобы население не ощутило разочарованность в выборе, сделанном 1 октября.
Причем эти меры могут быть подкреплены возвращением недавней гордости страны – полиции в состояние начального этапа реформы системы МВД, когда она была аполитична, реально служила интересам простого населения и боролась со вполне конкретным преступным миром. Необходимость такого «движения назад» особо актуальна, потому как угрозы и предупреждения «Национального движения» о возможном возвращении вытесненного из Грузии криминалитета все-таки не банальное предвыборное сотрясение воздуха.
С первоочередными действиями на внешней арене куда сложнее. Главная задача – восстановление полноценных отношений с Россией вкупе с абхазской и югоосетинской проблемами. Если в этот ряд внести еще и сохранение отношений с Западом хотя бы на нынешнем уровне, неизменность Североатлантического вектора, о чем говорил лидер «Грузинской мечты», то эта часть его программы действительно может показаться мечтой. Тем более нет никаких гарантий того, что, допустим, Сухуми согласится вести прямые переговоры с Тбилиси, о необходимости которых говорил в ходе избирательной кампании Иванишвили, без предусловия – признать независимость Абхазии.
Возможно, надежды нового официального лидера Грузии каким-то образом связаны с Москвой, с которой, по собственному же убеждению, он способен выстроить новые отношения. Как? Здесь, наверное, лучше обойтись без предположений или конспирологических теорий и просто подождать. После выхода на политическую сцену у Бидзины Иванишвили слова с делом пока не расходились.