В Киргизии многие уверены, что будущее страны зависит от России.
Фото автора
Завтра начинается визит президента России Владимира Путина в Киргизию. В условиях внутренней нестабильности, жесткого социально-экономического кризиса приезд российского лидера носит знаковый характер. В Бишкеке продолжают во многом связывать будущее государственности Киргизии с Россией. И без того важный визит приобрел особую значимость.
Наиболее серьезные ожидания от визита Владимира Путина в Киргизии в экономической сфере. Глава России должен подписать соглашения о начале строительства нескольких ГЭС, в том числе «Камбар-Ата-1». До сих пор точно не известны некоторые ключевые пункты соглашения – в частности, продолжительность реализации проекта, общий бюджет. Ориентировочно возведение каскада ГЭС должно занять не менее пяти–семи лет и потребовать около 4 млрд. долл. Подробности станут ясны после окончания подготовки ТЭО.
Сооружение ГЭС выгодно обоим участникам. Киргизия получает новые рабочие места, в значительной мере решает проблему дефицита электроэнергии внутри страны, получает дополнительный рычаг для давления на находящийся ниже по течению Нарына Узбекистан. Помимо этого, реализация долгосрочного проекта может способствовать стабилизации ситуации внутри страны и дать толчок развитию местной экономики.
Россия, в свою очередь, вливая в экономику республики миллиарды долларов, «завязывает на себя» часть местных элит. Имея половину акций ГЭС и, по сути, контролируя водосток, Москва получает рычаг воздействия на Узбекистан и Казахстан.
Не исключено, что во время визита Путина или несколько позже Бишкек может получить дополнительную гуманитарную помощь из России в виде поставок горюче-смазочных материалов, зерна, семенного материала, сельскохозяйственной техники и запчастей для нее, учебников и т.п.
Для нынешних киргизских властей приезд Владимира Путина важен и в политическом плане. В Киргизии глава России пользуется колоссальным уважением среди населения и порой упоминается в качестве «лучшего руководителя». Встреча Путина с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым должна укрепить позиции последнего и может продемонстрировать, на кого конкретно делает ставку Москва. Очевидно, в ходе переговоров стороны рассмотрят состояние обещаний, данных президентом Киргизии перед выборами 2010 года.
Надо отметить, что, какие бы договоры ни были сейчас заключены, какими бы клятвами и заверениями они ни сопровождались, на протяжении всего периода их реализации будет сохраняться атмосфера неопределенности. Торг внутри и вокруг Киргизии не закончен, а лишь переходит в новую фазу. Маленькая среднеазиатская республика преподнесет соседям еще немало сюрпризов.
По мнению киргизского эксперта Валентина Богатырева, проблема в российско-киргизских отношениях «состоит в том, что российская политика по отношению к Центральной Азии рассматривается в самой Центральной Азии, причем во всех странах без исключения и независимо от того, что говорят их лидеры публично, как неоколониальная». «Россия дает для этого достаточно оснований. Начиная с заявлений о том, что это сфера российских интересов. Причем под этим понимается определенный смысл: Центральная Азия – это российская вотчина», – считает Богатырев.
Бишкек