Томас Мелиа «рассказал», как грузинскому обществу избежать конфронтации.
Фото с сайта www.humanrights.gov
Визит межведомственной комиссии США во главе с заместителем госсекретаря по вопросам прав человека Томаса Мелиа в Грузию еще не завершился, но сам руководитель делегации выступил с рядом заявлений по предвыборной ситуации в стране. В целом она, по словам Мелиа, нормальная, демократичная, позволяющая грузинскому народу избрать 1 октября новый парламент, с которым независимо от его состава будет сотрудничать Вашингтон, ибо США в этом вопросе нейтральны.
Не получив публично ни одного серьезного замечания от американской делегации, прибывшей в Грузию специально для изучения предвыборной ситуации, власти могут себя чувствовать относительно спокойно в плане внешней критики и, очевидно, продолжат агрессивную предвыборную кампанию в духе «кто не с нами, тот враг родины и пособник России». Если, конечно, в кулуарах не звучала иная оценка Томаса Мелиа.
Зато оппозиции, и в первую очередь «Грузинской мечте» Бидзины Иванишвили, было во всеуслышание рекомендовано: «У нас есть ожидания... что она воздержится от насилия, и ожидание в адрес властей, что день выборов и последующий период будут мирными». Естественно, если оппозиция не выйдет на улицы оспаривать итоги выборов, то и насилия, надо полагать, никакого со стороны властей не будет.
Заявление Томаса Мелиа перекликается с записью в Facebook главы МИД Швеции Карла Бильдта, посетившего Грузию в начале сентября с той же целью – ознакомиться с предвыборной ситуацией. «Очень тревожными являются те странные сигналы, которые идут от этого миллиардера (Бидзина Иванишвили. – «НГ»), которому за короткий срок удалось стать лидером грузинской оппозиции, его заявления время от времени звучат так, что то, кто должен управлять Грузией, должно решаться на уличных акциях после проведения октябрьских выборов в этой стране», – пишет шведский дипломат. Как следует из того же комментария, Бильдт несколько раз рекомендовал лидерам оппозиции признать результаты предстоящих выборов.
Понятно, что Мелиа и Бильдт – не весь Запад, но тональность восприятия грузинских поствыборных процессов эти политики уже задали, фактически предупредив оппозицию: понять ее активность после 1 октября Западу будет сложно. Все остальное – «Америка будет сотрудничать с любым правительством и лидером, которых изберет грузинский народ», «населению Грузии решать, как укомплектовать будущий парламент и правительство», «нам известно желание грузинского народа евроинтеграции, и на всех встречах, которые мы проводили в Грузии, видели подтверждение этого, и это очень хорошо», «должна быть одинаковая конкурентная среда», «должны быть свободные СМИ» и т.д. – «демократическая упаковка» для главных вынесенных посылов. И, по всей видимости, оппозиционной части грузинского общества не стоит искать некий сакральный смысл во встрече Бидзины Иванишвили с послом США в Грузии Ричардом Норландом и трактовать «многочасовую беседу» как поддержку Вашингтоном «Грузинской мечты».
В тот же день с довольно пессимистичным заявлением в телепередаче «Открытая студия» выступила бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе, не участвующая в выборах 1 октября. «Думаю, что «Грузинская мечта» ежедневно убеждается в том, что в существующей избирательной среде выиграть выборы невозможно», – заявила она. Сама Бурджанадзе не жалеет о решении не баллотироваться в парламент, так как отняла бы часть голосов не у правящего «Национального движения», а именно – у «Грузинской мечты». Что же касается лидера националов, то, по словам Бурджанадзе, если кто и разбирается в Грузии в политике, так это Михаил Саакашвили. «Он – политическое животное. Возможно, мое высказывание обидит его молодых сторонников, но этот эпитет подразумевает, что у него чудесные политические инстинкты... Естественно, он политик, хотя и плохой», – отметила Бурджанадзе в эфире «Открытой студии».
Иванишвили, которого не могли не задеть озвученные в последние дни рекомендации Запада, их не комментирует. В четверг он косвенно подтвердил муссирующиеся в Тбилиси слухи о том, что в «Грузинской мечте», несмотря на внешнее благополучие, довольно серьезные противоречия. Иванишвили не исключил того, что после выборов 1 октября коалиция прекратит свое существование. «Распад будет вполне нормальным явлением, так как в коалицию входят несколько партий», – сказал он.
Для новейшей грузинской истории такой сценарий не будет чем-то из ряда вон выходящим. Например, та же Республиканская партия, входящая сейчас в «Мечту», в свое время проходила в парламент в альянсе с «Национальным движением», но уже через несколько заседаний объявила об уходе в оппозицию. Другое дело – протестная часть электората. Если оппозиционная коалиция не добьется успеха 1 октября, то разочарование тысяч нынешних ее сторонников приведет к продолжительной внутриполитической спячке Грузии.