На поляка Яна Томбинского в Киеве возлагают особые надежды.
Фото с сайта www.consilium.europa.eu
На этой неделе в Киеве начал работу новый глава представительства Евросоюза в Украине Ян Томбинский. Поляк, ранее представлявший свою страну в ЕС, сменил на посту португальца Жозе Мануэля Пинту Тейшейру. Прежний посол ЕС своими заявлениями спровоцировал немало скандалов между Киевом и Брюсселем. От Томбинского ждут более спокойной политики, но ему вряд ли удастся изменить отношение европейских лидеров к украинской власти.
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран отметил, что в Украине привыкли относиться к Польше как к самому близкому и надежному партнеру в Евросоюзе, а также как к палочке-выручалочке в конфликтных ситуациях. Поэтому на Томбинского в Киеве возлагают особые надежды. «Но источник недоразумений и конфликтов, которые привели к тупиковой ситуации в диалоге с Брюсселем, – не в личности посла, а в деятельности украинской власти. Возможно, Томбинский будет выражать мнение менее эмоционально, чем Тейшейра. Но позиция ЕС останется прежней», – полагает эксперт.
С этим согласен эксперт Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач: «Отношения между Украиной и ЕС определяются не персоналиями, не стилистикой работы того или иного посла». Он отметил, что деятельность команды Виктора Януковича в 2010–2011 годах привела не только к разочарованию ЕС Украиной, но и к возрастающему раздражению.
«Приведу два примера. Евросоюз выделил средства для разработки нового Избирательного кодекса. Работали эксперты, проводились совещания, консультации с западными специалистами, круглые столы, конференции. Но в итоге разработанный документ не был даже подан на рассмотрение Верховной Рады. Вместо него власть предложила некий законопроект, выгодный ей. У ЕС возник резонный вопрос – а зачем тогда тратились немалые средства на подготовку Избирательного кодекса? Причем это деньги не спонсоров или частных структур, а европейских налогоплательщиков, которые вправе спросить у своих представителей власти, на что были потрачены эти средства. Второй пример – финансирование судебной реформы. Деньги Украине дали, но результат Европу категорически не устраивает. Получается, украинская власть за европейские средства занимается самодеятельностью, решает свои вопросы без оглядки на мнение Европы», – сказал Горбач «НГ».
Критической ситуация стала прошлой зимой, когда чиновники ЕС рассказали влиятельным украинским изданиям о факте нецелевого использования средств, выделенных на программы энергетической безопасности. Как известно, Киев, не сумев добиться уступок от «Газпрома», в прошлом году обратился за помощью к европейским структурам. Были разработаны программы энергоэффективности, позволяющие значительно снизить зависимость от поставок российского газа. ЕС выделил на реализацию программ 31 млн. евро. Однако в феврале грянул скандал: влиятельные СМИ сообщили, что деньги были потрачены не просто впустую, как с другими проектами ЕС, а на совершенно другие цели, связанные с бизнесом структур, близких к власти. Украинские СМИ в тот момент широко процитировали одного из еврочиновников: «Эти средства были потрачены не на энергосбережение, а на линии электропередачи, связавшие солнечные электростанции в Крыму и в Одесской области с общей энергетической сетью страны. Вам должно быть ясно, о каких станциях идет речь, ведь в Украине не так много станций, имеющих отношение к Андрею Клюеву (в тот момент – первому вице-премьеру Украины. – «НГ»)».
Официально электростанции, о которых шла речь, были построены австрийской компанией Activ Solar, в которой сын Андрея Клюева Богдан работал менеджером по развитию. Позже стороны конфликта запутались в многомесячных уточнениях, опровержениях и доказательствах. Но к тому времени Янукович уже уволил Клюева с прежней должности и перевел на работу секретарем Совета национальной безопасности и обороны.
Один из украинских чиновников пояснил «НГ», что проблема была даже не столько в нецелевом использовании средств, сколько в разочаровании: «До скандала Клюев, курировавший в правительстве направление евроинтеграции, считался своим человеком в Брюсселе. Ему доверяли, с ним общались. Именно по просьбе Клюева лидеры ЕС не отменили декабрьский саммит в Киеве, хотя ко времени его проведения уже был оглашен приговор Тимошенко. Это свидетельствует о степени доверия. И вдруг выяснилось, что человек, которого считают рукопожатным, ничем не отличается от нерукоподаваемых представителей украинской власти. Это стало шоком для Брюсселя, но и уроком на долгие годы вперед: доверяй – но проверяй».
Политолог Горбач подтвердил «НГ», что Клюев организовал слаженную работу правительственных структур в направлении евроинтеграции и сам сделал много для налаживания отношений между Киевом и Брюсселем. Но в ЕС не учли, что обратной стороной этой деятельности стали бизнес-интересы: «Это последняя волна украинских государственных деятелей, которые строят политику по бизнес-схемам. В ЕС заинтересованность одного чиновника восприняли как искренность намерений всей украинской власти». Поэтому окончательное разочарование и полное недоверие, возникшие после скандала, имели не персональный, а институциональный масштаб. Именно поэтому зимнее заявление посла Тейшейры о замораживании программ финансовой помощи Украине хоть и носило эмоциональный характер, но отражало реальное отношение Брюсселя к Киеву, отмечают эксперты. «Теперь, давая хоть цент, европейцы будут четко определять условия и жестко контролировать использование выделяемых средств», – полагает Горбач.
Кстати, посол Тейшейра в последний день своей работы в Киеве в интервью «Интерфаксу-Украина» заявил: «Нынешняя украинская власть демонстрировала до сих пор лишь риторику по поводу европейской интеграции, а не истинную преданность этому процессу. Речь идет о реформировании страны, трансформации общества в соответствии с европейской моделью, внедрении полной демократии, верховенстве права, а также введении открытых и прозрачных правил функционирования экономики». Он подчеркнул, что власть неэффективно использовала средства, предоставляемые ЕC для проведения реформ, и сделал вывод: «В нынешних условиях, думаю, будет очень сложно подписать соглашение об ассоциации».
Политолог Таран предполагает, что в экономической и финансовой сферах отношения Украины и ЕС могут восстановиться, но в политической плоскости недоверие преодолеть будет крайне сложно. «Сейчас в Брюсселе фактически взяли паузу – до парламентских выборов. Понятно, что требование об участии в выборах экс-премьера Тимошенко и экс-главы МВД Луценко, осужденных по уголовным статьям, выполнено не будет. И теперь, чтобы ЕС признал легитимность итогов, выборы в Украине должны пройти безукоризненно, образцово, идеально. Это очень сложно, учитывая тот факт, что уже сейчас зарегистрировано много нарушений. ЕС не хочет отталкивать от себя Украину, но может сложиться ситуация, когда не будет иного выбора», – отметил эксперт.
Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд, прибывший в Киев в момент, когда новый посол ЕС приступил к исполнению обязанностей, сделал много замечаний украинской власти. Он напомнил о проблемах со свободой слова, выборочном правосудии и об отсутствии многих необходимых реформ. И предостерег, что ситуация может завершиться санкциями вплоть до исключения Украины из Совета Европы. Но вместе с тем заверил, что Европа пока не закрывает двери и что ЕС готов сотрудничать с Киевом для совместного решения проблемных вопросов. Ягланд также сказал, что европейские структуры, как и раньше, предлагают свою помощь, необходимую, чтобы Украина не оказалась в международной изоляции.
В то же время президент Европарламента Мартин Шульц признал, что отношения между Киевом и Брюсселем остаются очень сложными. «Мы надеемся и ждем справедливых и честных выборов… Мы хотим держать Украину как можно ближе к себе. Но наши основные демократические стандарты надо уважать», – пояснил он. Пока Ян Томбинский в Киеве знакомится с положением дел, в Брюсселе ожидают визита первого вице-премьера Валерия Хорошковского. Через две недели представитель Киева отправится к европейским чиновникам, чтобы после длительной паузы начать новый диалог.
В украинском МИДе уверены, что, несмотря на пессимистические прогнозы Тейшейры, сразу после выборов будет подписано соглашение об ассоциированном членстве Украины в ЕС, включающее пакет документов о зоне свободной торговли. Правда, эксперты в Киеве отмечают, что, даже если это произойдет, ничего не изменится за один день. Потребуется несколько лет для ратификации документов парламентами всех стран – членов ЕС. Это означает, что неопределенная, балансирующая на грани ситуация в отношениях между Киевом и Брюсселем может сохраниться до президентских выборов 2015 года.
Киев