Подлодка «Алроса» не успевает на маневры «Кавказ-2012».
Фото с официального сайта Минобороны РФ
Единственная на Черноморском флоте дизельная подводная лодка «Алроса» скорее всего не примет участие в стратегических командно-штабных учениях (СКШУ) «Кавказ-2012». В настоящее время субмарина находится в Средиземном море и лишь во второй половине сентября прибудет в Севастополь. Об этом «НГ» сообщил источник в штабе ЧФ.
Таким образом, масштабные стратегические межвидовые маневры, которые впервые в таком качестве проводятся на юге России и в акватории Черного моря, остаются без практической отработки действий их важной компоненты – подводного флота. Источник в штабе ЧФ уточнил, что командование Черноморским флотом и в целом главкомат ВМФ проведут отработку задач по действию подлодки «в основном только на картах».
Естественно, такое положение дел на ЧФ вызывает озабоченность у российского руководства. Как стало известно «НГ», на идущих сейчас переговорах с Киевом о модернизации ЧФ одной из главных целей Москвы является договоренность о пополнении боевого состава флота именно подводными лодками. Подробности переговоров не разглашаются, но уже известно, что по данной проблеме будет подписано отдельное соглашение. Как заявил на днях депутат Верховной Рады Украины Спирион Килинкаров, подписание межправительственного соглашения предусматривает размещение в Севастополе шести подводных лодок ВМФ России. Однако не факт, что это произойдет очень скоро.
Как выясняется, на переговорах с Москвой Киев обговаривает процесс модернизации ЧФ с новыми условиями. Вместе с требованиями пересмотреть нефтегазовые соглашения процесс пополнения российского военного флота новыми кораблями и субмаринами Украина активно связывает с вопросами загрузки своих оборонных предприятий, в том числе и судостроительных, российскими военными заказами.
Премьер-министр Украины Николай Азаров такую позицию страны объяснил так: «Россияне прекрасно понимают, что большая часть их Военно-морского флота построена на наших заводах. И естественно, россияне также прекрасно понимают, что ремонтировать их оптимальнее всего на наших заводах. Такие переговоры ведутся. Я думаю, что они завершатся подписанием соглашения». Как относится к «оптимальности» размещения гособоронзаказа на предприятиях Украины российское руководство, пока не ясно. Каких-либо заявлений на этот счет из Москвы не поступало. Хотя в Киеве уверены, что отберут часть военных заказов у российского ОПК. Азаров пообещал, что правительство сделает все возможное для того, чтобы украинские судостроительные заводы «получили второе дыхание», то есть были обеспечены стабильными заказами со стороны РФ.
Заметим, что и министр обороны РФ Анатолий Сердюков 20 августа, побывав в Киеве, обещал, что украинские предприятия будут задействованы в ремонте российских вооружений и военной техники, а также в утилизации боеприпасов. Но в какой степени? Как известно, после распада СССР украинское судостроение практически прекратило свое существование. Россия почти не размещала больших заказов на этих предприятиях, так как свои тоже находились в упадке, причем некоторые до сих пор испытывают большие проблемы. Но их состояние, конечно же, лучше украинских. Для примера: даже единственная украинская подлодка «Запорожье» одно время ремонтировалась на 13-м судоремонтном заводе в Севастополе, принадлежащем пока ЧФ, то есть фактически на российском оборонном предприятии.
От того, насколько Россия пойдет на уступки Украине, видимо, во многом будет зависеть и успех модернизации ЧФ, то есть оснащение флота новыми кораблями и субмаринами. Но уже ясно видно, что торг зашел далеко. Как считает руководитель украинского аналитического центра «Номос» Сергей Кулик, Россия пока не готова идти на масштабные уступки Киеву. Такого же мнения и заместитель министра обороны Украины Владимир Можаровский, который даже недавно заявил, что именно Россия затягивает вопрос о реорганизации Черноморского флота.
Российско-украинские переговоры о модернизации ЧФ ведутся уже более 10 лет. И конечно, их исход будет зависеть от компромиссов между Москвой и Киевом. Но так или иначе, как считает политолог, экс-депутат Госдумы РФ Константин Затулин, у России есть основания проявлять здесь разумную принципиальность. «Влияние России на экономику Украины – это тот весомый переговорный аргумент, который в итоге заставит украинскую сторону быстрее разрешить обновления устаревшего Черноморского флота», – считает эксперт. Между тем в то время как Москва и Киев ведут долгие переговоры о перевооружении ЧФ, свою оборонную мощь активно наращивает Турция. В составе ВМС Турции, по официальным данным, числится 14 подводных лодок, четыре из которых были введены в строй в последнее десятилетие. Почти половина этих субмарин приписана к военно-морским базам на Черном море в Синопе и Самсуне.