В размеренную жизнь села Лапанкури вмешалась полиция.
Фото Reuters
Под давлением общественности и оппозиции МВД Грузии в понедельник признало, что среди боевиков, ликвидированных на минувшей неделе вблизи села Лапанкури, есть грузинские граждане. В специальном заявлении говорится, что идентифицированы личности 7 из 11 убитых в ходе спецоперации около дагестанского участка российско-грузинской межгосударственной границы. Из них двое – кистинцы (этнические чеченцы) из Панкисского ущелья, а пятеро – граждане России из Ингушетии и Чечни, один из которых имел родственников в Панкиси.
Представители грузинской общественности полагают, что и остающиеся неустановленными четверо погибших могут быть гражданами Грузии – на кладбище села Дуиси Панкисского ущелья для похорон вырыто шесть могил.
Неожиданную информацию о том, что среди ликвидированных вблизи дагестанского участка российско-грузинской границы боевиков были граждане Грузии, в минувшие выходные стали распространять телеканалы «ТВ-9», принадлежащий главному противнику властей, миллиардеру Бидзине Иванишвили, и «Маэстро», не скрывающий симпатий к оппозиции. Однако ракурс съемки, проводившейся, похоже, не вполне легально, породил сомнения в правдивости информации о приготовленных могилах.
Некоторые грузинские эксперты, тоже из стана оппозиции, уверенно называли фамилии убитых жителей Панкисского ущелья. Но и тут не обошлось без вопросов: дело в том, что один из тех, кого называли среди убитых, по различным данным, должен был находиться в Австрии и, каким ветром его могло занести в ущелье Лопота, где проводилась спецоперация, непонятно.
В свою очередь, все официальные структуры, а также ряд представителей администраций сел Панкисского ущелья категорически отрицали эту информацию. Провластные телеканалы показывали президента Михаила Саакашвили, навещавшего в больницах раненых полицейских и участвовавшего в похоронах одного из убитых в ходе операции спецназовцев.
С учетом информационной войны между властями и оппозицией, разразившейся в преддверии парламентских выборов в Грузии, в почти одинаковой степени можно было верить или не верить в любую из версий. До поры до времени официальная все-таки выглядела состоятельнее.
Однако оппозиционерам все-таки удалось «расшевелить» Панкиси. Разговоры о гибели местных парней в ущелье Лопота приобрели интенсивный характер. Послышались намеки и зазвучали сообщения о том, что спецслужбы оказывают на людей давление, вынуждая их молчать, и все чаще стал раздаваться протест по поводу унижения на религиозной почве: кистинцы – мусульмане, и покойников хоронят в первый же день смерти до захода солнца. Анонимный респондент сообщил одному из вышеназванных телеканалов, что, по его данным, убитые кистинцы намеревались пробраться в Дагестан, чтобы... перебраться в Сирию на помощь тамошней оппозиции. Версия, конечно, очень странная, ибо для осуществления этой цели парням проще и безопаснее было легально выехать в Турцию, не скрывающую симпатий к сирийским повстанцам.
Любопытные подробности стали просачиваться и из села Лапанкури, пять жителей которого, согласно официальной версии, были взяты в заложники ликвидированным вооруженным формированием. Также анонимные источники грузинских СМИ утверждают, что молодые лапанкурцы, поднявшиеся в лес на пикник, действительно случайно столкнулись с вооруженным отрядом. Однако разошлись по-доброму: попировали вместе, пообещали держать язык за зубами, а в ответ получили от боевиков некоторую сумму денег (то ли всего 200 долл., то ли каждый по 200 долл. – «НГ») и даже пару ботинок – один из парней поднялся в лес в тапочках. Но и тут вопросы. Как такая картина связывается с официальной версией, что пограничники и полицейские меняли в качестве заложников этих ребят и потом друг друга? Почему отпущенные восвояси лапанкурцы пришли домой не сразу, а только спустя несколько дней? Зачем при таком миролюбивом отношении понадобилось проводить операцию, в ходе которой погибли 11 боевиков, 3 спецназовца и еще несколько получили ранения? Куда делись остальные 6–7 участников вооруженного отряда, которых после основного боя грузинский спецназ гонял по ущелью Лопота более суток?
Эксперты из оппозиционного лагеря полагают, что уничтоженная группа все-таки была выдавлена с территории Дагестана, где за несколько дней до этого проходила крупная операция, хотя российская сторона и отрицает случаи перехода через госграницу. И, по всей видимости, боевики действительно не были настроены конфликтовать и намеревались, отсидевшись некоторое время в Грузии, вернуться на Северный Кавказ. Вероятно, вначале в Чечню через Панкисское ущелье (не потому ли там же оказались кистинцы, которые могли взять на себя функции проводников? – «НГ»). А дальше опять сплошные вопросы, зато с вердиктом Саакашвили устроил пиар-акцию в преддверии выборов: показал себя борцом с терроризмом; уничтожением боевиков попытался снизить напряженность в отношениях с Москвой; местному населению явил себя защитником Отечества.
Грузия в любом случае оказалась в незавидном положении. Во-первых, в туманных в целом обстоятельствах погибли молодые люди – граждане страны. В общей сложности как минимум пять человек: три спецназовца и два кистинца, а их в итоге может оказаться и больше в зависимости от результатов не закончившейся еще идентификации личности.
Во-вторых, оскорбленными и униженными чувствуют себя кистинцы – жители крайне проблемного, сложного Панкисского ущелья. Нарушенными оказались святые каноны похорон умерших, а чем это обернется – сказать трудно, поле для фантазий просторное.
В-третьих, получено предупреждение от радикальной организации «Кавказский имарат», и от него можно ожидать чего угодно – от киднеппинга в приграничье до терактов в более удаленных местах.
В-четвертых, если отряд действительно был выдавлен из Дагестана, то у России может появиться предлог для давления на Грузию, чьи граждане оказались в одной «лодке» с боевиками. И не столь важно, пришли они, чтобы незаметно провести их в свое Панкисское ущелье, или были выдавлены вместе с ними из Дагестана.
В-пятых, декларируя «Кавказ – общий дом», власти Грузии в данной ситуации действовали вразрез с излюбленным тезисом, и стоит полагать, что в отношениях с северокавказскими республиками может возникнуть напряженность.
Однако у властей иной взгляд. Как заявила в понедельник на брифинге замминистра иностранных дел Нино Каландадзе, «у Грузии открытая политика в отношении северокавказских народов, и она максимально старается углубить эти отношения». По ее мнению, спецоперация в ущелье Лопота не вызовет «особых политических осложнений». «После упрощения визового режима у нас позитивная динамика в отношениях с Северным Кавказом», – заявила она.
На момент подписания номера в печать ряд грузинских агентств сообщил, что двое погибших в ходе спецоперации, идентифицированные как граждане Грузии, похоронены минувшей ночью. Однако родственники одного из них опровергли эту информацию, отметив, что если похороны и состоялись, то без их участия – об этом им никто не сообщил.