Фото Reuters
7 сентября в должность президента Нагорно-Карабахской Республики вступает Бако Саакян, активист Арцахского движения за независимость, ветеран сил самообороны. Прежде всего хотелось бы сделать то, что досадным образом упустили руководители нашего государства, – поздравить Бако Сааковича с убедительной победой на прошедших в июле очередных президентских выборах: за него проголосовали две трети избирателей. Президента республика избирала в пятый раз, а всего с 1991 года проведено 15 выборов в республиканские и местные органы власти и 2 референдума – о независимости и об утверждении Конституции Нагорного Карабаха.
Мне довелось принимать участие в наблюдении за ходом большинства из них. За эти годы, объездив страну, я побывал на десятках избирательных участков, не раз встречался с кандидатами, министрами, другими политическими деятелями, в том числе оппозиционными. Разговаривал с жителями, собиравшимися у избирательных участков, членами комиссий и наблюдателями, следил за подсчетом голосов. Могу с полной ответственностью утверждать: всегда это были свободные, честные, прозрачные и альтернативные выборы. Больше всего мне бы хотелось, чтобы Россия когда-нибудь подошла к такому же уровню транспарентности, равенства кандидатов, неиспользованию подкупа и административного ресурса.
Между тем жизнь в республике совсем непроста. Вот уже почти четверть века она противостоит прямой агрессии и угрозе агрессии со стороны азербайджанского руководства. С оружием в руках она отстояла свой выбор, перечеркнув незаконное конъюнктурно-политическое решение Кавбюро ЦК РКП(б) 1921 года, передавшего населенные армянами районы Азербайджану. С 1988 года НКР живет, укрепляет свою государственность, залечивает нанесенные войной 1991–1994 годов раны. О войне этой тоже знаю не понаслышке. Вместе с другими российскими депутатами и общественными деятелями ездил в 1991 году по местам разгоравшихся боевых действий, видел разоренные селения, кровь и горе с обеих сторон, когда мы пытались их примирить – к сожалению, безуспешно.
Сейчас на земле Карабаха установился мир. Непрочный. Неустойчивый. С перестрелками на линии перемирия. Из Баку постоянно звучат заявления, что, если Карабах миром не вернется под его власть, вопрос будет решен силой. И все же карабахцы хотят верить в завтрашний день. Они не уезжают, как в начале 90-х, а рожают детей. Детское многолюдье на улицах Степанакерта, группы оживленной молодежи по вечерам, которые ведут себя так же, как их сверстники в столицах мира, разительно отличают сегодняшний Карабах.
Нефтяные доходы, свалившиеся на Азербайджан, позволяют его властям наращивать вооружения сверх всякой меры. Разжигание военной истерии – испытанный многими способ самосохранения режима, который не хочет, не может, не умеет решать действительные проблемы своего общества. Неразвязанный карабахский узел потенциально – серьезная угроза миру в этом взрывоопасном регионе. В урегулировании проблемы как будто заинтересовано международное сообщество. В течение многих лет в рамках Минской группы ОБСЕ (сопредседатели – Россия, США, Франция) идет переговорный процесс. Создается, однако, впечатление, что сейчас он зашел в тупик. От переговоров отстранена кровно заинтересованная сторона – сама НКР. Азербайджанское руководство упорно не желает признать существующую реальность: народ Карабаха никогда не согласится отдать свою кровью завоеванную свободу.
О том, что право Карабаха на независимость имеет веские исторические основания и соответствует принципам международного права, «Независимая газета» уже писала (см., например, статью Л.Карапетяна в «НГ» от 06.07.10). Но чтобы развязать карабахский узел, необходимо решить сложные проблемы. Договориться, какую часть занятых азербайджанских районов вокруг республики – сейчас это пояс его безопасности – и в какие сроки Карабах освободит. Возможно, потребуется какой-то обмен территориями. Очевидно, в частности, что Лачин и Кельбаджар (Бердзор и Карватчар) должны остаться в составе НКР: республика не может вернуться к состоянию, когда она была территориально отрезана от Армении, для нее это вопрос жизни. Необходимо установить, кто и как гарантирует нерушимость международно признанных границ. Возможно, разместить на них международные силы. Выработать условия, на которых будет закрыта проблема перемещенных лиц с обеих сторон. Урегулировать взаимные финансовые претензии и т.д. Короче, перед дипломатами проблем – вагон и маленькая тележка. Поэтому участие международных организаций в решении существующих проблем полезно и необходимо. Вопрос лишь в том, что должно лежать в основе окончательного мирного урегулирования.
Очевидно, что такой основой должно быть не средневековое право соседнего государства на земли, которые оно почитает своими, независимо от воли живущих на них людей. Право народа Карабаха на свободу и самостоятельный выбор не может быть предметом переговоров. Поэтому серьезное недоумение вызывают заявления представителей НАТО и ЕС о непризнании последних президентских выборов НКР на том основании, что они будто бы могут помешать переговорному процессу. Это – постановка телеги впереди лошади. На деле НКР существует и будет существовать независимо от того, что говорят официальные лица в Вашингтоне, Брюсселе и других столицах. Долг международного сообщества – недвусмысленно объяснить Баку, что его претензии на возврат к территориальному устройству советского периода никогда не будут удовлетворены, а угрозы применить силу расцениваются как блеф. Хотелось бы, чтобы и российское руководство заняло более четкую позицию в конфликте, который несет в себе угрозу миру в жизненно важном для нашей страны регионе. Эскалация конфликта невыгодна никому, в том числе и азербайджанскому народу. Кроме разве что «отвязанных» экстремистов, готовых разжечь костер, чтобы изжарить на нем себе яичницу.