ЦИК Грузии завершил прием заявлений от политических партий для участия в парламентских выборах 1 октября. На 75 мест по партийным спискам претендует 41 политическая организация, еще за 75 депутатских мандатов поборются мажоритарии. К понедельнику ЦИК для участия в выборах зарегистрировал 19 партий и альянсов, остальные заявки рассматриваются.
1 октября в Грузии отмечается день святого Бидзины. По расхожему мнению, дату президент Михаил Саакашвили выбрал отнюдь не случайно – именно в именины он намерен нанести сокрушающий удар по амбициям Бидзины Иванишвили – своего главного и на сегодня единственного опасного соперника.
Несмотря на внушительное количество желающих попытать счастья в парламентских выборах, высший законодательный орган Грузии подавляющее большинство экспертов видит двухсубъектным. Сомнений в том, что места в парламенте разделят правящее «Национальное движение» и оппозиционная коалиция «Грузинская мечта», нет ни у кого. Вопрос только – в каком соотношении? Разброс цифровых прогнозов невообразимый: 80% у «националов» и 10% у «мечтателей» и наоборот, включая все прочие промежуточные комбинации. Шансы преодолеть 5-процентный барьер есть также у Христианско-демократического движения, а при сверхудачном раскладе и у Лейбористской партии. Участие остальных партий в мероприятии, затратном и в материальном, и в моральном смысле, скорее всего будет носить символический характер.
«НГ» уже писала о том, что предельно политизированная Грузия сегодня по большому счету представляет собой два лагеря: сторонников президента Михаила Саакашвили и «Национального движения» и его противников, объединившихся в коалиции миллиардера Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта». Лишь небольшая часть общества либо вовсе аполитична, либо симпатизирует тем силам, которые не вошли ни в один из лагерей и пытаются идти своим путем. С приближением выборов поляризация будет усиливаться. Нельзя исключать и того, что часть третьих партий вольется в один из двух главных лагерей.
Сама предвыборная ситуация в стране смутная. Агитационные кампании лично ведут Саакашвили и Иванишвили. Схемы и методы они избрали одинаковые: поездки по регионам, митинги, популистские обещания – от банального приближения пенсий к прожиточному минимуму до тяжело представимых глобальных проектов. Кто-то обещает чуть больше в одном, кто-то – чуть меньше в другом. В абсолютном распоряжении «Национального движения» три самые крупные и доступные телекомпании страны. У «Грузинской мечты» – пара помельче, уступающих провластным по охвату аудитории даже после вступившего в силу с 1 августа принципа must carry, когда компании-ретрансляторы обязаны включать в пакеты услуг программы всех грузинских телеканалов независимо от политической ориентации. В радиоэфире может создаться впечатление некоторого преимущества у оппозиции – редкая FM-станция не шерстит власти, и, возможно, по этой причине в числе других в общественном транспорте водителям запрещено включать радио, а только монитор, по которому демонстрируются рекламные или познавательные ролики. Наиболее заметные печатные СМИ симпатии между властями и оппозицией, кажется, разделяют поровну.
Чисто визуально, если исходить из встреч с населением, преимущество Иванишвили неоспоримо. До тбилисского рекорда – 27 мая, когда, по различным оценкам, на улицы вышли не менее 100 тыс. человек, в регионах по объективным причинам он не дотягивает, но десятки тысяч собирает на раз. Например, в воскресенье в Батуми его выступление пришли выслушать около 50 тыс. человек. Правительственные источники говорят о 15–20 тыс. Истина, вероятно, где-то посередине.
У президента встречи с населением носят более камерный характер. Злые языки утверждают, что в разных местах массовку изображают одни и те же активисты «Нацдвижения», что, наверное, тоже не отражает реального положения. В свете сравнения не стоит сбрасывать со счетов и то, что Иванишвили, лишь в мае прервавший добровольное отшельничество и за два месяца так и не избавившийся от ореола таинственности, которым был окружен не один год, все еще интересен аудитории и многолюдность на его акциях частично может объясняться и праздным любопытством. В то время как президент, способный в один день посетить сразу несколько регионов Грузии, редко когда не фигурирует в информационных выпусках. И, конечно, не стоит забывать о реальных сторонниках «Нацдвижения»: работниках правительственных структур, силовых ведомств, ряда бюджетных организаций, региональных партийных ячеек. А также о членах семей этого контингента. Причем эта часть электората видится монолитной. Тогда как некоторые члены коалиции «Грузинская мечта» сами по себе вызывают у части общества раздражение, и не исключено, что именно их присутствие в альянсе отшатнет от него ту часть населения, которая, согласно опросам, «не определилась с выбором». Впрочем, сейчас менять что-либо в своей партийной структуре Бидзине Иванишвили, пожалуй, уже поздно.