Эмомали Рахмон одновременно ведет переговоры и с Москвой, и с Вашингтоном.
Фото РИА Новости
Вчера в Таджикистан прибыла очередная делегация США во главе с директором по России в Совете национальной безопасности США Эллис Уэллс. Ожидается, что сегодня ее примет президент Эмомали Рахмон. Эксперты обращают внимание на то, что участившиеся визиты американских высших должностных лиц проходят на фоне сложного переговорного процесса между Москвой и Душанбе по сохранению в Республике Таджикистан 201-й российской военной базы.
Главнокомандующий Сухопутными войсками России генерал-полковник Владимир Чиркин сообщил, что Душанбе «в целом счел приемлемым проект соглашения между Россией и Таджикистаном, закрепляющий пребывание в Республике Таджикистан 201-й военной базы сроком на 49 лет».
«Руководство Таджикистана намерено максимально содействовать ускорению его межведомственного согласования», – цитирует Чиркина РИА Новости. Он уточнил, что в проекте соглашения предложено сохранить существующий порядок нахождения в Таджикистане российской военной базы на безвозмездной основе. Эту информацию «НГ» вчера подтвердил высокопоставленный российский военный. Впрочем, в департаменте информации таджикского МИДа заявили, что переговоры еще продолжаются и окончательного решения по этому вопросу пока не принято. Напомним, ранее Чиркин сообщал, что официальный Душанбе отказывается продлевать соглашение на 49 лет, выставляя Москве неприемлемые условия, и предлагает свой вариант документа. В Москве убеждены, что Таджикистан начал торг по базе только для того, чтобы сблизиться с США и НАТО и проложить путь для вывоза грузов из Афганистана через таджикскую территорию.
Препирательства Душанбе с Москвой совпали по времени с визитом в Таджикистан делегации конгрессменов США. После переговоров с президентом Рахмоном глава делегации, член комитета по международным отношениям Сената США Дени Ли Бэртон заявил, что Вашингтон рассматривает Таджикистан в качестве альтернативы военной базе «Манас» в Киргизии, соглашение по которой истекает в 2014 году. «После вывода войск из Афганистана в 2014 году американская военная база «Манас» в Киргизии будет закрыта, и для предотвращения угроз, исходящих от террористических и экстремистских организаций, особенно «Аль-Каиды» и «Талибана», в регионе необходимо создание соответствующего оперативного центра реагирования на эти угрозы», – заявил Бэртон. Не исключено, что и в ходе нынешней встречи Эллис Уэллс с президентом Таджикистана речь пойдет о военном сотрудничестве Душанбе и Вашингтона.
Министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи, в свою очередь, заявил, что между Душанбе и Вашингтоном вопрос об открытии американской военной базы в Таджикистане не обсуждается. «Никаких переговоров по данному вопросу с США мы не ведем. Также не ведутся переговоры о получении части военной техники, вывозимой из Афганистана», – заявил в понедельник на пресс-конференции в Душанбе Хамрохон Зарифи. Он также высказал неудовольствие тем, что российские военные сообщают прессе детали переговорного процесса. «Я могу сказать, что за разглашение важной государственной информации у нас предусмотрена ответственность», – сообщил таджикский министр. И уточнил, что переговоры продолжаются.
Между тем, как сообщил «НГ» источник, близкий к переговорному процессу, таджикский президент готов подписать соглашение по военной базе на 49 лет, но взамен на определенные гарантии. «Таджикистан хотел бы оставаться в орбите России. Но Рахмону нужны гарантии сохранения власти и стабильности в стране. Россия эти гарантии дать может. Тем более что Рахмон всегда выполнял взятые обязательства и ни разу не сорвал стратегических соглашений с Россией. Но нести финансовые издержки не хочет. Ранее Москва обещала инвестировать в экономику Таджикистана, но практически ничего не сделала», – сказал «НГ» источник. По его словам, «Россия могла давно взять в аренду аэродром «Айни» за минимальную плату. Но не берет. Всякий раз находится причина, которая не устраивает Москву, лишь бы не платить. Естественно, этой ситуацией воспользовались американцы. Уже ни для кого не секрет, что США преследуют цель создать плацдарм против Китая». Что же касается базы «Манас», то, по словам представителя, близкого к переговорному процессу, предпосылок для ее перевода в Таджикистан нет. Американцы останутся в Киргизии, а на этой волне получат еще дополнительный военный объект в Таджикистане. По мнению таджикских экспертов, американцы занимаются зондированием почвы на предмет возможного размещения своих войск в Центральной Азии.
«Мы знаем, что в 2014 году после вывода основных сил НАТО из Афганистана будет происходить изменение геополитической конъюнктуры, в частности, США в отношении стран Центральной Азии. Сейчас американцы заняты тем, что «прощупывают почву» на правом берегу Амударьи, чтобы уяснить для себя, можно ли сохранить и укрепить там свое военное присутствие», – сказал агентству «Авеста» глава Независимой ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов.
США, по словам источника «НГ», со своей стороны, тоже могут дать Рахмону гарантии сохранения власти, но они не выполнят их. Надо понимать, что этот режим им не будет нужен. Для того чтобы оправдать свое присутствие в Центральной Азии, американцам нужно будет дестабилизировать ситуацию в регионе», – сказал он.
Заместитель председателя Социал-демократической партии Таджикистана Шокир Хакимов считает, что Рахмон сейчас пытается играть на противоречиях Москвы и Вашингтона. «До сих пор Москва ему давала гарантии сохранения власти. И всякий раз президент говорил, что условием дальнейшего сотрудничества с Россией является его переизбрание на пост президента. Однако сегодня, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в России, ожидать серьезных инвестиций в национальную экономику Таджикистана невозможно», – сказал «НГ» Хакимов.