Армянские солдаты в окопах переднего края.
Фото Karen Minasyan/AFP
Очередной визит в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ не разрядил накаляющуюся атмосферу и не дал надежд на скорое решение карабахской проблемы. Посредники только констатировали нерешенность проблемы с отводом снайперов с линии соприкосновения и договорились встретиться в конце лета.
Визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ Роберта Брадтке (США), Жака Фор (Франция), Игоря Попова (Россия) и личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика совпал с небывалым за послевоенные годы обострением не только в Нагорном Карабахе (НКР), но и собственно в азербайджано-армянском приграничье. Интенсивные перестрелки диссонировали с риторическими рассуждениями о мирном решении конфликта. В Баку на высоком уровне заговорили о бесполезности переговоров и о готовности к применению вооруженных сил.
В частности, президент Ильхам Алиев заявил: «Застой, наблюдаемый в переговорах по Карабаху, и в целом статус-кво в конфликте должны быть устранены. Для этого должны быть выведены с территории Азербайджана армянские войска». В этом случае, как заметил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров, «автоматически будут сняты вопросы с отводом снайперов, а также с инцидентами и механизмами расследований». Президент Алиев уточнил: «Наряду со всеми политико-дипломатическими усилиями мы, конечно же, укрепляем свою военную мощь, создали сильную армию, которая в значительной степени упрочит нашу позицию в переговорах».
В ответ Степанакерт и Ереван заявили о деструктивной политике Баку. Глава непризнанной НКР Бако Саакян подверг критике формат переговоров, назвав его «искаженным». Он настаивает на том, чтобы Нагорный Карабах был включен в переговорный процесс.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ прибыли в Степанакерт из Баку, снова испытав на себе практику пересечения линии соприкосновения конфликтующих сторон в непризнанном Нагорном Карабахе. В апреле 2011 года посредники уже прошли этот путь. Как и тогда, их нынешняя миссия завершилась в Ереване. Объясняя причину выбора такого маршрута, представитель США Роберт Брадтке заявил журналистам, что линия соприкосновения не должна быть линией, разделяющей два народа этого региона: «Очень важно сохранять эту практику пересечения линий соприкосновения. Так как это показывает важность сохранения режима прекращения огня».
По мнению представляющего в группе Россию Игоря Попова, отвод снайперов с линии соприкосновения все еще остается больным вопросом, который пока не удается решить. По его словам, сопредседатели подготовили проект документа о механизмах расследования инцидентов на линии соприкосновения и передали его сторонам на рассмотрение. «К сожалению, пока этот документ не задействован, мы становимся свидетелями инцидентов, таких, которые имели место 4 и 6 июня нынешнего года», – сказал он, отметив, что вопрос обсуждался в ходе встреч на высшем уровне в Баку, Ереване, а также Степанакерте.
Но к завершению поездки посредников наблюдатели стали говорить о нулевом результате визита. С пессимизмом было воспринято и заявление Игоря Попова о том, что встреча президентов Азербайджана и Армении в связи с урегулированием нагорно-карабахского конфликта пока не запланирована и что по завершении визита в регион планируется повторная встреча с министрами иностранных дел противоборствующих сторон.
Комментируя сложившуюся ситуацию, азербайджанский политолог Фикрет Садыхов заявил журналистам, что ожидания от визитов сопредседателей в регион раз за разом не оправдываются и не реализуются, а ситуация фактически остается неизменной. «Их поездки носят ознакомительный характер, ограничиваются пребыванием на линии огня. Все это уже давно превратилось в фарс. Понятно, что Минскую группу ОБСЕ представляют сопредседатели, которые являются полномочными представителями ведущих держав, с которыми у нас достаточно тесные партнерские взаимоотношения. Но, по сути, их отношение к решению карабахского конфликта абсолютно не отвечает нашим принципам и нашему видению урегулирования этого вопроса. Призывы к мирному урегулированию, нахождению каких-то компромиссов – все это уже давно исчерпало себя», – сказал политолог.
Руководитель Аналитического центра глобализации и регионального сотрудничества Степан Григорян отметил, что от работы посредников никто и не ожидал сейчас прорывных решений, сенсационных результатов. Положительным и сдерживающим противостояние фактором является уже сам по себе визит сопредседателей Минской группы.
«Ожидать «больших решений» пока не стоит. Причин здесь много, но главная – это разногласия по принципиальным вопросам, в первую очередь относительно статуса Нагорного Карабаха. Осложняет ситуацию и военная риторика Баку. Заявления Ильхама Алиева не приносят положительного результата: степень недоверия сторон лишь усиливается. С какой целью они делаются, мне трудно сказать, может быть, «для внутреннего пользования». Но и армянская сторона не сидит сложа руки, а предпринимает адекватные действия, усиливая свою безопасность», – пояснил он «НГ».
Политолог отметил, что гонка вооружений бессмысленна, потому что в регионе есть несколько сильных игроков, которые не допустят нарушения военного равновесия на линии карабахского урегулирования. Это и Россия, и США, и Иран. «Они не допустят серьезного перекоса в пользу одной из сторон. И если чего у Армении не будет хватать (по сравнению с Азербайджаном. – «НГ»), то нам это подарят», – предположил эксперт.
Следует заметить, что тупиковая ситуация в переговорном процессе вынуждает экспертное сообщество подумывать о новых форматах. Так, побывавший недавно в Баку бывший советник первого президента Армении Левона Тер-Петросяна – профессор Мичиганского университета Жерар Либаридян считает, что выходом из сложившейся ситуации должны стать прямые переговоры между Арменией и Азербайджаном. По его мнению, деятельность посредников малоэффективна, поскольку каждая страна, делегировавшая своих представителей в группу по урегулированию, преследуют собственные геополитические интересы.
Баку