Армянский вопрос дошел до Кнессета.
Фото Reuters
Завершившийся в четверг визит председателя ОБСЕ Имона Гилмора в Армению и Азербайджан не снизил напряженность между конфликтующими странами. Перестрелки продолжались и на линии соприкосновения в непризнанном Нагорном Карабахе, и в некоторых приграничных районах. В Ереване и Баку Гилмор говорил о недопустимости насилия. Однако, судя по сводкам, поступающим из упомянутых мест, его призывы оказались неэффективными. Теперь надежды на седативный сценарий связаны со встречей глав МИД Армении и Азербайджана 18 июня в Париже.
Имон Гилмор конфликтующим сторонам говорил правильные вещи о мире. Но все это они слышали не раз на протяжении не одного года. В тупиковой ситуации, в которой оказался переговорный процесс, оппоненты склонны обвинять уже и посредников.
Впрочем, Баку это делает давно, критикуя Минскую группу (МГ) ОБСЕ, которая курирует процесс карабахского урегулирования, за бездействие, и периодически заводит разговор о необходимости изменить формат переговоров, а заодно и сменить посредников. Власти Азербайджана считают, что статус-кво, которому способствует деятельность МГ ОБСЕ, недопустим.
Ереван работа посредников если и не удовлетворяет полностью, то устраивает в большей степени, чем Баку. Однако заявления Гилмора, сделанные в ходе нынешнего визита, порождают вопросы и у армянской стороны. Она не скрывает разочарования тем, что председатель ОБСЕ, в Ереване всячески уходивший от ответа на вопрос о посещении Нагорного Карабаха, в Баку, едва сойдя с трапа самолета, объявил о том, что в непризнанную республику ездить не намерен. Другой вопрос не только и не столько к ОБСЕ, но и к трактовке мировыми игроками событий, происходящих в Закавказье.
В частности, армянскую сторону не может не заботить, почему разрастающееся на глазах азербайджано-израильское военное сотрудничество, составной частью которого становится приобретение Азербайджаном вооружений на общую сумму около 2 млрд. долл., Запад настойчиво называет вынужденным перед иранской угрозой шагом. При том что сам Баку методично опровергает это утверждение, заверяя Тегеран, что, несмотря на имеющиеся межгосударственные противоречия, Азербайджан ни под каким видом не выступит в антииранской коалиции, если таковая будет сформирована. Иран, принимая эти заверения, в свою очередь, вряд ли доверяет им, держа в уме продажу Азербайджаном Израилю нескольких заброшенных военных аэродромов советского периода.
«Израиль, в своих конкретных целях, далеких от карабахской проблемы, затеявший военное сотрудничество с Азербайджаном, стал восприниматься как его союзник. Понятно, что при наличии средств оружие можно купить где угодно и, скажем, Баку в ответ может указывать на Москву, обеспечивающую Армению льготными оружейными поставками. Тем не менее тень на армяно-израильские отношения не упасть не могла», – сказал «НГ» комментатор из Еревана. Очевидно, желая как-то сравнять отношения, Тель-Авив, официальные представители которого, в частности глава МИДа Авигдор Либерман, не оставляли и 1% возможности рассмотрения Израилем геноцида армян в Турции, неожиданно изменил позицию.
На днях в Кнессете состоялись обсуждения этой трагедии. Депутат от партии МЕРЕЦ Захава Гальон, инициировавшая их, заявила: «Мы приближаемся к исправлению исторической несправедливости». Дебаты в Кнессете, в рамках которых члены семи парламентских фракций выступили за признание геноцида, прошли на таком уровне, что представитель Армянской патриархии Иерусалима архиепископ Арис Ширванян, присутствовавший на обсуждении, в телефонном разговоре заявил, что вероятность положительного решения вопроса очень высока. «Сам ход обсуждений показал, что правительство Израиля дает зеленый свет и не выступает против признания геноцида», – заметил архиепископ.
Однако подобный оптимизм может быть чрезмерным, а изменение позиции Тель-Авива – связанным не только с желанием выравнять отношения с Ереваном, но и оказать давление на Анкару. Такую трактовку происходящему дал «НГ» источник, близкий к МИД Турции. «Но позиция властей в отношении армянского вопроса не изменится, что бы ни происходило в Тель-Авиве. Анкара по-прежнему считает, что изучением обстоятельств тех событий должны заниматься ученые, но не политики», – заявил «НГ» собеседник. Он также заверил, что при этом Турция желает нормализации отношений с Арменией и «работа в этом направлении ведется, если даже о ней никто ничего не говорит». По его словам, Анкара, не отказываясь от принципа территориальной целостности Азербайджана, выступает категорически против силового сценария решения вопроса вплоть до того, что, по неподтвержденным, но очень назойливым слухам, после российско-грузинской войны 2008 года премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган по-дружески рекомендовал президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву «забыть о возвращении Нагорного Карабаха войной». Собеседник также сообщил, что в этом свете Турцию не могут не озадачивать покупки Азербайджаном крупных партий вооружений у Израиля, равно как и его чрезмерная активность в иранском направлении. «Вообще же создается несколько искаженное впечатление о безоблачности турецко-азербайджанских отношений. Мы действительно партнеры, но шероховатостей достаточно много. Отношения между Анкарой и Баку для более точного впечатления о них можно сравнить с отношениями между Москвой и Минском или даже между Москвой и Киевом», – сказал «НГ» собеседник и намекнул на то, что если Баку в свое время выражал недовольство налаживающимися отношениями между союзной Анкарой и вражеским Ереваном, то и Анкара вообще-то вправе оставаться недовольной партнерством Баку с противостоящим ей Тель-Авивом.
Напряженность в Закавказье не может оставаться незамеченной Москвой. Напомним, что обнародование факта крупной военной сделки между Баку и Тель-Авивом по времени почти совпало с предупреждением Россельхознадзора о возможном запрете на ввоз в Россию азербайджанских фруктов и овощей, нынешней весной внезапно оказавшихся вредоносными для человеческого организма. Как ранее грузинские и молдавские вина и сельхозпродукты и таджикские сухофрукты. Пусть это совпадение случайное, а само предупреждение в исполнение приведено не было, но колоссальные военные траты Азербайджана, против кого бы они ни были направлены, Россию настораживают в любом случае: Армения – ее общеизвестный стратегический союзник, а Иран в противостоянии с Западом таковым является по умолчанию. И то, что, по сообщению ряда агентств, военнослужащие российской базы в Гюмри интенсифицировали стрелковые учения, а пилотам значительно нарастили летное время, на фоне нарастающего в регионе напряжения случайным являться не может.