Аудронюс Ажубалис взбудоражил Минск.
Фото Reuters
ЕС обнародовал новую стратегию для стран «Восточного партнерства». В то время как для остальных стран-участниц (Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия, Украина) европейские политики разработали «дорожную карту», внимание к Белоруссии ограничилось лишь меморандумом. Тем временем иностранные СМИ сообщили, что за рубежом создается теневое правительство Белоруссии. Некоторые высказывания главы литовского МИДа Аудронюса Ажубалиса дали основания местным экспертам думать, что это тоже новая европейская инициатива, и вызвали живейшую дискуссию в экспертной среде.
Участие Белоруссии в «Восточном партнерстве» – неполное в силу политических причин. Если все остальные страны-участницы имеют двусторонние программы с ЕС, то Белоруссия участвует лишь в общих, так называемых многосторонних программах. Поэтому в отношении этой страны не готовился доклад и не разрабатывалась «дорожная карта». В отношении Белоруссии был подготовлен меморандум. В нем собраны все ранее озвученные ЕС тезисы: ухудшение ситуации с правами человека после минувших президентских выборов, ухудшение официальных отношений с Брюсселем, переориентация на контакты с гражданским обществом, проявлением чего стала новая инициатива – Европейский диалог для модернизации. Напомним, что первый семинар этой инициативы, посвященный вопросам приватизации, уже состоялся в апреле в Варшаве. «Мы абсолютно ясно даем понять белорусским властям, на что рассчитываем и что они должны сделать для сотрудничества с ЕС. Я считаю, что необходимы четкость и настойчивость в отстаивании наших ценностей», – заявила представлявшая новую стратегию Кэтрин Эштон – верховный представитель ЕС по вопросам безопасности и внешней политики. Она заверила, что контакты с гражданским обществом продолжатся, и выразила надежду, что и власти страны также поймут необходимость перемен.
Ничего нового обнародованная стратегия не содержит, сделали вывод местные наблюдатели, а это значит, что едва ли стоит рассчитывать в ближайшее время на некие серьезные изменения в Белоруссии под давлением ЕС. Интересно, что в эти же дни с подачи главы МИД Литвы Аудронюса Ажубалиса среди белорусских политиков и экспертов возникла дискуссия о необходимости создания некоего альтернативного «слабой» белорусской оппозиции «центра силы», который «мог бы найти отклик в стране». Как следовало из сказанного литовским министром, эту структуру должны создать вместе ЕС и США. Логично, что создать ее предстоит за пределами Белоруссии. Более того, Польское радио сообщило, что в Вильнюсе уже состоялось собрание оргкомитета по созданию переходного правительства Белоруссии. Инициаторы – офицеры и бывшие сотрудники силовых ведомств. В частности, одним из них является известный в оппозиционных кругах полковник Владимир Бородач – бывший командир 5-й отдельной бригады спецназа. «Спецслужбы раскололи наше демократическое движение. Многие из руководства оппозиционных партий управляются спецслужбами. Время это изменить», – цитирует его все то же Польское радио.
Несмотря на то что вчера МИД Литвы официально заявил о неточностях перевода его широко растиражированного интервью, в Белоруссии развернулась широкая дискуссия по поводу эффективности такого шага. Показательно, что в оценке новой европейской инициативы власть и оппозиция оказались единодушны. Вчера пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Савиных назвал высказывания главы литовского МИДа «рекордными по степени своей нелепости». «Он в своем статусе министра иностранных дел может смело претендовать на запись в Книге рекордов Гиннесса», – сказал Савиных.
Предложение о создании теневого правительства не придает оптимизма экс-председателю Верховного совета Станиславу Шушкевичу. «Для создания теневого правительства должна быть правовая основа. Я ее здесь не улавливаю. Если бы в свое время так поступил спикер разогнанного Верховного совета XIII созыва Семен Шарецкий, я бы это понял. В нашем случае это будет скорее носить эмоциональный характер, чем деловой», – считает он.
Минск