Туристам недоступен весь монастырский комплекс Давид Гареджа.
Фото Reuters
В среду Грузия подала заявку в УЕФА на право проведения чемпионата Европы по футболу в 2020 году. Предполагалось, что обращение в Цюрих будет совместным с Азербайджаном. Однако, по словам официального Тбилиси, было решено не отвлекать Баку от борьбы за прием летней Олимпиады-2020. В противовес этому некоторые эксперты самостоятельную кампанию Грузии за футбольный турнир связывают с осложнением отношений с Азербайджаном из-за приграничного монастырского комплекса Давид Гареджа.
Датированный VI веком комплекс Давид Гареджа расположен на Кешишдагском (Гареджийском – по грузинской топонимике. – «НГ») горном хребте и растянулся на 25 км по обе его стороны. Один из склонов массива контролируется преимущественно грузинскими пограничниками, другой – азербайджанскими.
Нынешняя межгосударственная граница повторяет собой административную советской эпохи – в едином государстве не заботились возможными последствиями и разделили Азербайджан и Грузию, не обратив внимание на монастырский комплекс. Теперь он стал яблоком раздора между стратегическими, как зафиксировано в государственных доктринах, партнерами Южного Кавказа.
Ситуация вокруг Давид Гареджа в последние годы обострялась не раз. Как правило, напряженность возникала, когда азербайджанские пограничники вопреки договоренностям по каким-то причинам запрещали паломникам и туристам посещать церкви и монастыри комплекса на своей стороне.
На минувшей неделе монахи Давид Гареджа поставили в известность и светские, и духовные власти Грузии о том, что азербайджанская сторона в очередной раз перекрыла доступ к святыням, делая редкие исключения лишь местным служителям. Тбилиси взял паузу, которой воспользовался главный оппозиционер страны Бидзина Иванишвили. Он командировал в Давид Гареджа группу соратников выяснить на месте, что происходит. Отчет был неутешительным: углубиться на территорию комплекса оппозиционерам не дали грузинские пограничники, а по полученной от монахов информации, выходило, что азербайджанские зеленые фуражки своевольно выдвинули вперед свои посты. Поднялся ажиотаж, и власти прервали молчание.
Замминистра иностранных дел Нино Каландадзе на брифинге призвала общество к спокойствию, заявив, что работа по делимитации и демаркации грузино-азербайджанской границы не завершена и есть некоторые сложности. Но участок, где находится часть комплекса Давид Гареджа, сказала она, не является спорным, принадлежит Азербайджану, и ему могут быть посвящены отдельные переговоры.
Объяснение Каландадзе вызвало в Грузии бурю эмоций. Местные историки оперативно отреагировали публикациями, в которых монастырский комплекс назвали «исторически всегда принадлежавшим Грузии, но оказавшимся разделенным границей только благодаря большевику Серго Орджоникидзе, безразличному и к народу, и к стране, и к церкви». Ряд высокопоставленных представителей Грузинской православной церкви (ГПЦ) также выразили разочарование позицией светских властей. В частности, секретарь Католикоса-Патриарха Всея Грузии отец Микаэл Ботковели сказал журналистам, что «власти окатили нас холодной водой», тогда как «мы надеялись, что они проведут переговоры с соседней страной». А настоятель Давид Гареджа архимандрит Илларион фактически обвинил светские власти в предательстве: «Если они не в состоянии решить проблему, то пусть хотя бы не бросаются необдуманными заявлениями, которые вписываются в летопись. И пусть знают, что несут ответственность за это перед нацией и историей».
К слову, брифинг замминистра вызвал негативную оценку и в Баку. Власти Азербайджана пока не комментируют ситуацию вокруг Давид Гареджа. Зато близкие к ним СМИ выразили крайнее недовольство «отдельными переговорами по монастырю», заявив, что «Азербайджан научен горьким опытом Нагорного Карабаха». Столь высокую степень раздражения, видимо, можно объяснить еще и тем, что Тбилиси в период одного из последних обострений вокруг комплекса предложил Баку произвести обмен территориями так, чтобы Давид Гареджа оказался полностью на грузинской стороне. Однако получил категорический отказ – по военной науке равноценных стратегических высот поблизости нет. Когда же в Тбилиси была затеяна информационная атака, группа азербайджанских историков ответила встречным залпом: комплекс является культурным наследием Албанского царства, поскольку на строениях наряду с грузинскими фигурируют многочисленные надписи на других языках. К счастью, сторонам хватило ума остановить историко-журналистскую войну и «заморозить» ситуацию, которая начала опять оттаивать.
«Азербайджан всегда с пониманием относился к проблеме. Надеюсь, так будет и сейчас, и в скором времени граждане Грузии и туристы смогут беспрепятственно посещать Давид Гареджа», – заявил вице-спикер грузинского парламента Михаил Мачавариани. В том же духе высказался и министр культуры Ника Руруа, сообщивший, что «ведутся переговоры о передаче Грузии Удабно (один из монастырей комплекса. – «НГ»), но для результата нужны серьезные дипломатические усилия».
«Грузино-азербайджанские отношения вошли в сложную фазу. На днях в Белаканском районе произошел инцидент с грузинской группой телеканала ПИК – местные власти, несмотря на имевшуюся у журналистов аккредитацию от МИД Азербайджана, мешали им работать, пытались уничтожить отснятый материал и в конце концов выдворили их за пределы страны. До этого Баку своеобразно трактовал инцидент в парламенте Грузии с участием депутата-азербайджанца, эмоционально опротестовавшего предложение обсудить вопрос геноцида армян в Турции. Теперь – Давид Гареджа. Сложности возникали и раньше и, стоит полагать, стороны все-таки найдут компромисс», – сказал «НГ» комментатор из Тбилиси.
Он не исключил того, что решение Грузии подать в УЕФА самостоятельную заявку на проведение чемпионата Европы может быть связано с нынешней напряженностью. «Провести в 2020 году совместный турнир предложил президент Михаил Саакашвили в ходе визита в Баку в марте. Некоторые депутаты Милли меджлиса выступили против, заподозрив, что основные расходы придется нести Азербайджану. Однако власти страны, по моей информации, не отказывались, хотя и согласия тоже не давали. Между тем сроки подачи заявки ограничены, и кажущаяся поспешность грузинских властей может быть связана именно с цейтнотом», – сказал «НГ» собеседник.
Между тем эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе сообщил журналистам, что по его информации ситуация с Давид Гареджа связана с общим ужесточением Азербайджаном пограничного режима из-за конкурса «Евровидение».