Лидеры стран Таможенного союза уверены, что он может стать эффективнее Евросоюза.
Фото Reuters
Президент Белоруссии Александр Лукашенко вчера заявил, что в отношениях стран – участниц Единого экономического пространства нет противоречий. Он поддержал казахстанского коллегу Нурсултана Назарбаева, который днем ранее в интервью каналу «Вести-24» выразил уверенность в том, что к 2015 году на основе ЕЭП будет создан Евразийский экономический союз. Белорусы оптимизма главы государства не разделяют и ведут свой учет жертв интеграции.
Уверенность лидеров в правильности избранного пути и готовность шагать по нему в соответствии с избранной стратегией не изменили общественное мнение в стране и не поколебали скептицизм экспертов. В Белоруссии по-прежнему рассматривают очередное постсоветское интеграционное объединение как политический проект России, который Лукашенко согласился поддерживать в обмен на гарантии сохранения своей власти. «Мы пока не получили равных цен на газ, тем не менее Россия коренным образом пересмотрела формулы расчета для Беларуси. Текущие условия – это и есть та «интеграционная скидка», о которой говорил Владимир Путин. Сегодня мы привязаны к себестоимости добычи газа, а не к средней цене на рынке», – говорит о главном для Белоруссии интеграционном бонусе эксперт энергетического рынка Татьяна Маненок.
Только на первый взгляд кажется, что это благо для страны в целом, а не только для нынешней власти. Экономические аналитики давно говорят о том, что дешевые энергоносители только консервируют проблемы белорусской экономики и оттягивают проведение реформ. Александр Лукашенко прекрасно понимает, что реформы будут болезненными и не прибавят ему любви населения. К тому же они разрушат его имидж как руководителя, который успешно ведет страну неким иным, чем другие государства, путем.
Второй, менее значимый, но все же имеющий место фактор – внешнеполитическая поддержка страны, фактически находящейся во внешнеполитической изоляции. Не далее как в среду на своем очередном заседании Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приняла специальное заявление по поводу санкций в отношении Белоруссии. ЕЭК выразила «серьезную обеспокоенность расширением санкций в отношении Республики Беларусь как члена ТС и ЕЭП» и призвала страны, применяющие санкции, отказаться от них.
Что касается основной цели интеграционного объединения – экономических выгод, о чем в среду в интервью каналу «Россия-24» говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, то для Белоруссии они под большим вопросом. Напомним, что, по мнению Назарбаева, ЕЭП – это создание единого огромного рынка, который страны-участницы могут организовать гораздо лучше, чем, например, объединенная Европа. Между народами трех стран нет языкового барьера, как это имеет место в Европе, есть общая история, схожий менталитет, личные знакомства – такие преимущества ЕЭП в сравнении с ЕС назвал он.
Однако между странами ЕС не было разительных отличий в проводимой экономической политике, тем не менее масштабы национальных экономик все равно ставили одни страны в более уязвимые позиции, чем другие. По мнению белорусских экспертов, в таможенной тройке наиболее слабая позиция у Белоруссии. Местные экономисты даже ведут список сегментов рынка – жертв очередной интеграции. Наиболее очевидный даже на уровне обывателя – это автомобильный рынок. После вступления в ТС и повышения до российского уровня таможенных пошлин белорусы ввезли в страну в 60 раз меньше автомобилей, чем до этого, что эксперты рынка характеризуют как «коллапс». Недавно озвученные Россией намерения ввести так называемый утилизационный сбор на европейские авто и вовсе поставят крест на существовании белорусского автомобильного рынка.
Менее заметны «жертвы» такого сегмента, как таможенные услуги. Унификация условий деятельности таможенных представителей с российскими привела к тому, что вне рынка оказались порядка 80% белорусских компаний, оказывающих эти услуги.
Не оправдались расчеты белорусов и на открывшийся единый с Россией и Казахстаном рынок. Напомним, что белорусы рассчитывали на приток иностранных инвестиций в связи с желанием иностранного бизнеса открыть свои производства на территории страны и поставлять в ТС. Однако внешнеэкономическая политика изоляции, которой придерживается Лукашенко, давление ЕС и санкции снизили даже тот уровень иностранных инвестиций, который был. Если раньше их доля была около 2%, то сегодня и вовсе колеблется на уровне арифметической погрешности.
Кроме того, Белоруссия очень скоро останется единственной из стран ТС, кто не является членом ВТО. Единый рынок с Казахстаном и Россией означает, что она вынуждена будет выдерживать конкуренцию наравне со всеми мировыми производителями, но, не будучи членом ВТО, не сможет защитить себя теми механизмами, которые существуют для стран-членов.
Даже Александр Лукашенко признал тот факт, что через открытую границу страну покидают лучшие специалисты, привлекаемые более высокими российскими зарплатами. Например, в настоящее время белорусскими врачами комплектуется Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Смоленске. По статистике, даже в прежние годы Белоруссию ежегодно покидали порядка 10% медиков. Сейчас же, когда доходы белорусов упали, а границы с Россией открылись, этот процесс только набирает обороты. Перечень жертв интеграции пополняется чуть ли не ежедневно, в то время как список бонусов давно закрыт и пользуется ими один человек – для сохранения своей неэффективной власти.
Минск