Цхинвал отошел от политических баталий, и пока не видно признаков того, что они могут возобновиться.
Фото РИА Новости
За два месяца до повторных выборов президента Южной Осетии, назначенных на 25 марта, ЦИК республики зарегистрировал пять инициативных групп по выдвижению кандидатур. Прием заявок завершится 9 февраля, а дедлайн регистрации кандидатов назначен на 29 февраля.
Амбиции на президентский пост уже проявили председатель Торгово-промышленной палаты республики Роин Козаев, замминистра обороны Игорь Алборов, экс-председатель Госкомитета информации, связи и массовых коммуникаций Георгий Кабисов, вице-спикер парламента Юрий Дзиццойты и бывший председатель Комитета по транспорту РЮО Морис Санакоев. Некоторые из них принимали участие в скандальных выборах прошлого года, итоги которых в конце концов отменил Верховный суд республики и назначил на 25 марта новое голосование.
Вероятно, с такими темпами регистрации кандидатов в президенты на сей раз будет не меньше, чем в прошлом году. Тогда, напомним, на главный государственный пост претендовали 11 человек, а во второй тур вышли ставленник Кремля, глава местного МЧС Анатолий Бибилов и экс-министр образования Алла Джиоева. Несмотря на то что до выборов еще достаточно времени, некоторые признаки указывают на то, что история может повториться. Одна из главных интриг – примет ли участие в новых выборах Алла Джиоева.
Джиоева, в результате компромиссного договора с экс-президентом Эдуардом Кокойты, допущенная, правда, только на словах, к участию в выборах 25 марта, то ищет поддержки в Москве, то во Владикавказе, то объявляет о готовности выйти из упоминавшегося соглашения и устроить свою инаугурацию, то опять вступает в переговоры с властями. Отсутствие четкой линии может свидетельствовать об одном – Джиоева не уверена в том, что «джентльменское соглашение» будет выполнено и у нее будет возможность доказать, что прошлогодний успех не был случайным. Дело в том, что Верховный суд отменил итоги президентских выборов, обвинив в нарушениях конкретно Джиоеву. В этом случае виновник срыва выборов к новым не допускается. Исключение для нее вроде было сделано для снижения напряженности – ситуация в Цхинвале накалилась до предела и замаячил призрак междоусобицы. Однако прочие пункты того же соглашения, в числе которых были отставки генпрокурора Теймураза Хугаева и председателя Верховного суда Ацамаза Биченова, остались невыполненными.
Между тем, как сообщают некоторые цхинвалские источники, сегодня эти люди обладают значительным влиянием на общественно-политическую жизнь в Южной Осетии. И, скажем, Биченов при желании, ссылаясь на верховенство закона, может добиться исключения Джиоевой из новой президентской кампании. Тем более что сам он ни ей лично, ни населению ничего не обещал. Отсюда и метания Джиоевой. И, видимо, стоит предположить, что покровительством в Москве ей заручиться не удалось. Правда, после встречи с и.о. президента республики Вадимом Бровцевым, состоявшейся в начале недели, она выступила перед сторонниками с обнадеживающими заявлениями, но сам Бровцев, хоть и положительно оценил итоги встречи, высказывался по поводу будущих выборов весьма сдержанно, в протокольном духе. Он же сообщил, что это не последние переговоры с Джиоевой. Однако со стороны начинает казаться, что встречи рассчитаны в первую очередь на то, чтобы в обществе не накопился излишек пара, способный взорвать «политический котел» республики. При том что внесший свою лепту в возникновение напряженности на прошлых выборах главный тренер сборной РФ по борьбе Джамболат Тедеев подумывает о президентском кабинете. Он сообщил, что на днях к нему приезжала инициативная группа жителей Южной Осетии с предложением выдвинуть его кандидатом в президенты. «Они настаивают, приезжают в Москву, практически половина республики приезжает... Я думаю над этим вопросом», – сказал Тедеев.
Напомним, что Тедеев не был зарегистрирован кандидатом в президенты по причине недостаточной оседлости в Южной Осетии. В жестком клинче он, выразивший несогласие с решением ЦИКа, вынужден был отступить и покинуть республику, призвав своих сторонников голосовать за Джиоеву. Как считают некоторые эксперты, это стало одним из факторов ее успеха. Теперь Тедеев, утверждая, что его «документы чисты», надеется, что с уходом Кокойты препятствий для участия в выборах у него не будет. Включение Тедеева в список соискателей поста запутает ситуацию – благодаря проявленной твердости в противостоянии с экс-президентом Джиоева заметно нарастила личный электорат.
Третий и едва ли не главный фактор будущих выборов – на кого поставит Кремль на сей раз? Кандидатура Бибилова официально ни на каком уровне не «отбракована», но по понятным причинам существуют большие сомнения в том, что Москва захочет еще раз сыграть в проигранную игру. А потому резонно предположить, что на политической сцене может появиться новый, неожиданный участник. И задача Москвы найти кандидатуру, устраивающую не только ее саму, но и югоосетинское общество, а также сумевшую на прошлых выборах не присоединиться ни к одному из противостоящих лагерей и, что немаловажно, не настораживающую уходящие власти Южной Осетии.