Принятие Сенатом Франции законопроекта о криминализации отрицания геноцида армян всколыхнуло не только Турцию, но и Азербайджан. Вслед за стихийно организованными пикетами протеста перед посольством Франции в Баку, последовала жесткая реакция официальных, политических и общественных организаций Азербайджана на действия Парижа. В то же время в Ереване, в ряде городов мира, где есть армянская диаспора и французское дипломатическое ведомство, прошли акции благодарности.
Министерство иностранных дел Азербайджана выступило с заявлением, в котором выразило глубокое сожаление произошедшим и решительно осудило принятие Сенатом Франции данного законопроекта. В заявлении отмечается: «Данное решение, имеющее политические цели, ставит под сомнение объективность Франции, которая игнорирует то, что в конце 20-го столетия в результате агрессии Армении были нарушены права одного миллиона азербайджанцев, а 20% территории Азербайджана оккупировано». В документе также содержится призыв к Франции объективно взглянуть на историю и не превращать подобные вещи в политические игры.
Комментируя принятый Сенатом законопроект, заведующий отделом политического анализа и информационного обеспечения Администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов заявил «НГ», что
приходится сожалеть, что такие решения принимаются в странах, которые называют себя «колыбелью демократии» и при этом пытаются учить других как надо жить.
«Если французские сенаторы действительно намерены искать истину, то в первую очередь они должны вынести правовую оценку и признать Ходжалинский геноцид 20-летней давности, во время которого были убиты с особой жестокостью 613 мирных граждан, а не заниматься бездоказательно событиями, имевшими место 100 лет назад», – отметил Асланов. Более того, по мнению представителя администрации президента Азербайджана, сегодня свобода выражения во Франции оказалась фактически под контролем малочисленной группы политиков, которые исходят не из стратегических интересов своей страны, а из конъюнктуры выборного процесса. Словом, своими действиями Франция к тому же обрекла «свою сестру Армению» на жалкое и дезинтегрированное сосуществование в регионе. Что касается Азербайджана, то он всегда поддерживал, и будет поддерживать Турцию, заметил Эльнур Асланов.
Разделяя эти мысли, политолог Расим Мусабеков считает, что вызывающие недоумение действия Парижа могут внести в повестку вопрос замены Франции в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ.
«Если эта линия продолжится, то присутствие Франции в Минской группе со стороны Азербайджана может быть поставлено под очень серьезное сомнение. Да, эта процедура очень длительная, но никто не мешает азербайджанскому правительству, МИД, заявить, что мы не собираемся принимать французского сопредседателя и разговаривать с ним по вопросу карабахского урегулирования», – заявил журналистам Мусабеков. По его мнению, Франция также перестает быть площадкой, где могут проводиться переговоры в контексте нагорно-карабахского урегулирования, и где может быть организован армяно-азербайджанский диалог.
Следует заметить, что в поддержку предложения об отстранении Франции от сопредседательствования в МГ ОБСЕ выступила также азербайджанская оппозиция, решительно осудившая принятый Сенатом Франции законопроект.
Более четкую характеристику произошедшему дала председатель парламентского комитета по правам человека Рабият Асланова. «Этим решением Франция доказала, что она занимает позицию, наносящую удар по межцивилизационному, межкультурному и межрелигиозному диалогу, еще более углубляющую противостояние в мире», – заявила парламентарий.
По ее мнению, решение Сената Франции коренным образом противоречит принципам «Прав человека на свободное выражение своих мыслей и мнения», указанным в 19-й статье Международной декларации по правам человека и 10-й статье Европейской конвенции по правам человека. С другой стороны, законопроект противоречит и 34-й статье Конституции Франции. «Ни в одной стране мира, даже в тех странах, где нарушаются права человека, гражданин не привлекается к ответственности за отрицание факта, связанного с историей другого народа, свидетелем которого он не являлся или правдивость которого не доказана. Поэтому известное решение является позорным для французского государства и парламента», – подчеркнула Рабият ханум.
В Баку также звучат требования убрать французские нефтекомпании из Азербайджана. По сообщению Интерфакса, группа активистов азербайджанской оппозиции провела в среду перед посольством Франции в Баку акцию протеста под лозунгами, осуждающими решение Франции и в поддержку единства Азербайджана и Турции. Полиция не дала протестующим подойти непосредственно к зданию посольства, но разрешила зачитать текст резолюции пикета и представить ее в посольство Франции. Перед этим полиция предотвратила еще одну попытку группы общественности провести несанкционированный пикет перед французским посольством. Пикетчики были оттеснены к близлежащему скверу, где озвучили свое требование прекратить экономическое сотрудничество Азербайджана с Францией. В частности, прозвучало требование запретить деятельность французской компании «Total» в республике.
Реакция Армении на произошедшее не менее эмоциональная, но с противоположным зарядом. Президент страны Серж Саргсян направил благодарственное письмо Николя Саркози, а министр иностранных дел Эдвард Налбандян заявил, что принятие Сенатом законопроекта открыло новую страницу в дружественных французско-армянских отношениях. В том же духе прокомментировали знаменательное событие другие видные представители армянского политического истеблишмента.
Болезненное восприятие Азербайджана, конечно, не осталась не замеченной в Ереване. «Иного ожидать не стоило, но реакция союзника Анкары оказалась едва ли не острее реакции самой Анкары, и это несколько странно. В принципе в такой знаменательный день отвечать на неубедительные заявления наших соседей и не хочется. Но стоит напомнить, что попытка поставить знак равенства между общечеловеческой катастрофой начала прошлого века и гибелью нескольких сот человек в селении Ходжалы в ходе конкретной войны, при том, что в этой трагедии есть много вопросов к самой азербайджанской стороне, аморально», – сказал «НГ» высокопоставленный собеседник в Ереване.
Директор института Кавказа Александр Искандарян считает, что Азербайджан в связи с принятием Францией закона о криминализации отрицания геноцида повел себя резко, выступая с заявлениями по вопросу, который его никак не касался. По его словам, «событие не отразится особо на урегулировании карабахского конфликта» – там и так все достаточно сложно. Что же касается возможного требования Баку заменить Францию в Минской группе ОБСЕ, то, по мнению руководителя Центра глобализации и регионального сотрудничества Степана Григоряна, такого рода замены могут происходить при желании и согласии всех сторон, участвующих в переговорах.
Директор Музея-института Геноцида армян Айк Демоян отметил, что принятие Францией упомянутого законопроекта можно расценивать еще и как очередной месседж Турции о том, что в ЕС ее не ждут. Сюрреалистическая реакция резко отбросила Турцию от серьезного разговора о членстве в ЕС, и вызвала озадаченность европейских лидеров риторикой Анкары. Потому, по мнению Демояна, процесс расширения признания геноцида армян продолжится. К слову, последовать примеру Франции уже потребовали представители фракции «Левые» бундестага.
Схожего с армянскими экспертами мнения придерживается директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Владимир Захаров. «Говорить, что геноцида армян не было, как это пытались делать Турция и Азербайджан, невозможно», – сказал отметил политолог в ходе телемоста Москва-Ереван, и выразил уверенность: принятие одной из влиятельнейших стран мира такого законопроекта неизбежно вызовет волну признания геноцида армян.
За комментарием «НГ обратилась также к заместителю комитета по безопасности Госдумы РФ Геннадию Гудкову. Он, в частности, сказал, что Госдума не рассматривает аналогичный французскому закон об ответственности за отрицание геноцида армянского народа. «Прежде всего потому, что наша позиция известна: Россия признала геноцид и отрицания этому факту нет – у нас нет такой большой турецкой общины, как во Франции или, например, в Германии. Для меня же не понятно, почему Анкара не признает этот исторический факт. Непонятно, зачем отрицать события более чем столетней давности и брать на себя ответственность за политику младотюрков. Та же Германия нашла в себе мужество и признала гитлеровский фашизм. Признание Анкарой геноцида армян принесет только мир на Кавказе», – заявил «НГ» Гудков.