Анкара изменила правила пересечения турецко-грузинской границы.
Фото с сайта www.jmaerh.de
Решение Турции ввести или ужесточить с 1 февраля визовый режим ударило по стратегическому плану Грузии, известному под условным названием «Кавказ – общий дом». Объяснения побывавшей в Тбилиси делегации турецкого парламента о том, что новый закон касается всех иностранцев, может служить слабым утешением. Тем более что нововведение Анкары не коснется другого соседа – Азербайджана.
Прибывший в грузинскую столицу во вторник вечером председатель комитета по внешним связям Великого национального собрания (парламента) Турции Волкан Бозкир призвал не драматизировать ситуацию. «Новый закон принят не против Грузии. Речь идет лишь о новых правилах пребывания в Турции для граждан всех государств», – заявил Бозкир.
Согласно новым правилам, с 1 февраля иностранцы в Турции могут находиться лишь в течение трех месяцев, по истечении которых должны покинуть страну, а въехать обратно смогут лишь по прошествии еще трех месяцев. Говоря о том, что ужесточение визового режима касается всех иностранцев, господин Бозкир допустил неточность. Во всяком случае, об изменениях в отношении пребывания в Турции граждан Азербайджана компетентные источники ничего сказать не смогли – очевидно, они останутся желанными гостями и после 1 февраля, согласно постулату покойного президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева: «Два государства, но один народ».
Любопытно, однако, что сам Баку при этом безвизовый режим для граждан Турции до последнего времени ввести так и не решился, на многочисленные напоминания Анкары отвечая расплывчатыми обещаниями. По официальной версии, совсем уж распахивать границу с Турцией Азербайджан опасается из-за состояния фактической войны с Арменией. Но тогда возникает вопрос: почему она открыта в направлении Грузии, с которой у Армении куда более теплые отношения, чем с Турцией, а следовательно, и вероятность проникновения в Азербайджан гипотетических армянских диверсионных групп оттуда выше, чем из Турции? Поэтому более правдоподобна версия о том, что официальный Баку предпочитает держать азербайджано-турецкую границу приоткрытой из-за опасений чрезмерного усиления и без того ощутимого влияния Анкары на местное население. «Достаточно того, что Нахичеванский эксклав имеет весьма прозрачную границу с Турцией», – сказал «НГ» собеседник в Баку.
Решение Анкары озадачило Тбилиси, который провозгласил максимальную открытость с соседями. Пикантность ситуации еще и в том, что эту идею президента Михаила Саакашвили о прозрачности границ из соседних стран в максимальной степени поддержала Армения, которая в отредактированной в конце прошлого года Стратегии национальной безопасности Грузии фигурирует лишь в качестве добрососедского государства, тогда как Турция и Азербайджан включены в список стратегических партнеров. И если с Анкарой грузинской стороне удалось договориться по вопросам единой таможни и даже начать реализацию этой схемы, то с Баку дело дальше сохранения безвизового режима не продвинулось. Не переломило ситуацию даже очень спорное с учетом реалий решение Тбилиси о почти абсолютной открытости своих границ для граждан России, прописанных в северокавказских автономных республиках.
Теперь проект «Кавказ – общий дом» получил неприятный удар от Турции. И чем больше в Тбилиси Волкан Бозкир говорил о том, что новый визовый порядок не носит антигрузинского характера, тем почему-то меньше в это верилось. Тем более что ряд грузинских СМИ утверждает: неделю назад в Стамбуле до церемонии встречи с освобожденным из сомалийского плена грузино-турецким морским экипажем Саакашвили просил премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана не менять для граждан Грузии правила пребывания в Турции. Но, видимо, у Эрдогана были настолько весомые причины, что выполнить просьбу стратегического партнера оказалось невозможно. Из них внимания заслуживают три мотивационные версии.
Первая, по которой Анкара отказала Тбилиси, тиражируется турецкими и грузинскими СМИ. Согласно ей, турецким властям поперек горла стали грузинские криминальные группировки. Выдавленные из самой Грузии, нашедшие временное пристанище преимущественно в славянских государствах, а теперь гонимые и оттуда, они пытаются обосноваться в Турции. Интересы – рэкет, проституция, нелегальный бизнес, в том числе наркотрафик. Оценив степени риска, Анкара решила сузить «общественные контакты» с соседом.
Вторую версию раздувает грузинская оппозиция, привязывая происходящее к личностному фактору Саакашвили. Турцию задевает постоянное бахвальство проблемного соседа, без зазрения совести на всевозможных международных форумах приписывающего своей стране и себе лично несуществующие заслуги и добродетели. Особенно уязвляют Анкару, как, к слову, и других соседей Грузии, многочисленные заявления о региональном лидерстве во всевозможных сферах и направлениях. Турецкие власти искали повода как-то одернуть зарвавшегося соседа, и якобы последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала именно история с вызволением моряков из сомалийского плена. Принадлежавшее греческим бизнесменам, но плававшее под мальтийским флагом грузовое судно OLIB G с совместным грузино-турецким экипажем было захвачено пиратами еще в сентябре 2010 года. Длительные переговоры при участии всевозможных посредников завершились успехом лишь в наступившем году. Как утверждают в оппозиционных кругах Грузии, выкуп за 15 граждан Грузии и трех – из Турции выплатила турецкая сторона, а Саакашвили попытался перехватить висты в свой актив, чем сильно «удивил» Эрдогана.
По третьей версии, Турция ужесточает визовый режим исходя из сложной региональной обстановки. Иранская проблема актуализируется со дня на день, делая положение в целом непредсказуемым. С учетом этого действия Анкары в отношении иностранцев предстают логичными. Хотя в региональном масштабе они в определенной степени и обесценивают понятия стратегического партнерства, союзничества, добрососедства и т.п., никто не отменял прописную истину о близости к телу своей рубашки.