В среду в Цхинвале стреляли. К счастью, в воздух.
Фото Reuters
Ситуация в Южной Осетии в среду накалилась до предела. Формальный победитель выборов, аннулированных Верховным судом, Алла Джиоева объявила себя президентом, сформировала госсовет и вывела на улицу своих сторонников. Генпрокуратура Южной Осетии обвинила ее в попытке осуществить цветную революцию. Президент Эдуард Кокойты предупредил, что власти на уступки не пойдут. А МИД РФ призвал все стороны уважать «принятые в соответствии с законом решения высших органов власти». То есть Верховного суда.
Обрушившийся в среду на Цхинвал снегопад не помешал сторонникам Аллы Джиоевой устроить акцию протеста. В столицу с утра стали подтягиваться и жители районов Южной Осетии. К полудню один из лидеров оппозиции Роберт Кокоев сообщил «НГ» по телефону, что собралось примерно 2 тыс. человек: «Верховный суд должен аннулировать свое решение. Власти отнимают победу... Пусть выйдут к народу председатель Верховного суда, отменивший выборы, глава Верховного совета, назначивший дату новых выборов. Пусть председатель ЦИКа обнародует протоколы. Пусть объяснят: что происходит?!» На вопрос «НГ» о том, как председатель ЦИКа Белла Плиева «выйдет к народу», если находится в реанимации, Кокоев ответил, что «она, возможно, блокирована силовиками». И не исключено, что был прав.
В среду днем Плиева, о проблемах со здоровьем которой сообщалось накануне, к разочарованию оппозиции, объявила, что ЦИК не предоставит копии протокола, так как «есть решение Верховного суда о признании выборов недействительными». Но копию документа, в котором зафиксирована победа Джиоевой с отрывом в 16%, ей все-таки пришлось выдать. Правда, для этого оппозиционерам пришлось идти к Дому правительства, в котором находится ЦИК, вступить в переговоры с силовиками, оцепившими по периметру здание, тем, в свою очередь, для острастки пострелять в воздух, а президенту Кокойты принять Джиоеву. После встречи она сообщила, что Кокойты был вручен ультиматум: его неприкосновенность и членов его семьи взамен на признание инстанциями Южной Осетии победы Джиоевой. «Он взял на размышление один-два дня», – сказала она. Пока же эта победа «признана» в документе ЦИКа о предварительных итогах голосования, который, как говорилось, оппозиции удалось получить на руки.
С документом от Верховного суда об отмене выборов сложнее. Его в письменном виде пока нет, он появится в течение пяти дней с момента оглашения вердикта, то есть к концу недели. Пока же остается довольствоваться лишь мутными историями о том, что в выборах якобы участвовали подкупленные командой Джиоевой за 500–2000 руб. люди из Владикавказа. Но возникает вопрос: как могли неграждане Южной Осетии принять участие в выборах? Не находились же избирательные участки под тотальным контролем оппозиции?! Почему о вопиющих нарушениях не заговорили сразу в день выборов, а лишь днями позднее? А если прибывшие из Владикавказа сторонники Джиоевой являются гражданами Южной Осетии и имеют право голоса, то какие могут быть претензии?!
По данным «НГ», примерно об этом говорила сама Джиоева в посольстве РФ в Цхинвале. А по окончании встречи сообщила сторонникам, что «дипломаты обещали довести нашу позицию до российского руководства». «Мы пришли сюда, чтобы нам помогли отстоять наше законное право выбора», – заявила она. Но ее ожидания могут оказаться завышенными. МИД РФ, комментируя ситуацию в Южной Осетии, призвал все общественно-политические силы республики уважать «принятые в соответствии с законом решения высших органов власти».
Схожим образом трактуют обстановку и власти. Генпрокуратура назвала недопустимыми действия Джиоевой, объявившей себя президентом республики, создавшей госсовет и призвавшей сторонников выйти на улицу. И.о. генпрокурора Эльдар Кокоев заявил, что она пытается устроить цветную революцию. «Ответные действия будут обсуждаться на высоком уровне. Будут вырабатываться меры реагирования и алгоритм поведения», – сказал Кокоев.
«Какая цветная революция – я вас умоляю! Ситуация проще – людям надоело правление Кокойты, они хотят перемен», – заявил «НГ» экс-спикер парламента, лидер Коммунистической партии Станислав Кочиев. По его словам, голоса, полученные Джиоевой, следует расценивать как «против Кокойты». «Если бы Бибилов, не являющийся человеком Кокойты, сумел от него дистанцироваться, то никаких волнений не было бы. Но не получилось, и народ воспринял его продолжателем линии нынешнего президента», – сказал «НГ» Кочиев. По его словам, рассчитывать на то, что Верховный суд отменит свое решение, скорее всего не стоит, спор может стать затяжным, а акции протеста перманентными, ибо в обществе «сильна ненависть к группе лиц во власти, затерроризировавших собственный народ». Не будет Джиоевой, будут голосовать за другого, кто не ассоциируется с нынешним режимом, сказал «НГ» экс-спикер, подтвердив, что, согласно законодательству, кандидат, из-за которого отменены выборы, во вновь назначенных выборах участвовать не может.
Алла Джиоева решила не отступать. Фото Reuters |
С мнением о том, что разговоры о цветной революции беспочвенны, согласна главный редактор газеты «Южная Осетия» Залина Цховребова. По ее словам, ситуация не характерна для революций. «До столкновений дело, думаю, не дойдет. Я разговаривала со многими омоновцами – никто не настроен применять силу... Против кого применять? Понимаете, у нас ведь даже семьи есть такие, в которых кто-то голосовал за Джиоеву, а кто-то – за Бибилова», – рассказала Цховребова. По ее прогнозу, вероятнее всего напряженность постепенно спадет, и жизнь в республике войдет в обычную колею – общество устало и нуждается в спокойном развитии.
Между тем свою оценку происходящему дал Анатолий Бибилов. «Никто не имеет право толкать людей на какие-то провокации. Главное, чтобы ситуация не вышла у них из-под контроля. Я вчера общался со сторонниками Джиоевой и объяснил им, что если что-то будет сделано вне правового поля, то вся ответственность ложится на тех людей, которые выводят людей на улицу... Я считаю, это действительно провокация», – сказал Бибилов. При этом он сообщил, что решение о выдвижении его кандидатуры на новые президентские выборы 25 марта 2012 года будет принимать не он один: «Есть республиканская партия «Единство», может быть, она выдвинет другого кандидата».
В экспертных кругах считают, что происходящее на руку уходящему президенту Эдуарду Кокойты, который под нажимом Москвы не включил в нынешний марафон своего человека, но теперь у него появился шанс на такое действие, да еще и объясняя необходимость этого случившимся.
На момент подписания номера в печать Залина Цховребова сообщила «НГ», что сторонники Джиоевой продолжают оставаться у Дома правительства: «К сожалению, напряженность на спад не пошла. Может, даже наоборот». Доверенное лицо Джиоевой, экс-министр обороны республики генерал Анатолий Баранкевич, заверил «НГ», что собравшиеся «не собирались и не собираются штурмовать Дом правительства, а в пределах закона будут отстаивать победу Джиоевой». «С нашей стороны нарушений правопорядка не будет», – сказал генерал.
Вечером к митингующим пришел председатель Верховного суда Ацамаз Биченов и в ходе встречи с Джиоевой обещал рассмотреть ее встречный иск, если она его подаст. Их переговоры продолжались, а оппозиция стала требовать публикации итогов выборов, указанных в протоколе, что якобы их узаконит. Дом правительства оставался в оцеплении сил правопорядка. Все силовые структуры Южной Осетии переведены на усиленный режим несения службы.