Молодежь устроила пикет у посольства Таджикистана.
Фото РИА Новости
В конце минувшей недели президент Таджикистана Эмомали Рахмон поручил положительно решить вопрос арестованных летчиков – гражданина России Владимира Садовничего и Эстонии – Алексея Руденко. В те же дни посол РФ в Таджикистане Юрий Попов был приглашен в МИД страны, где ему был выражен протест по поводу выдворения граждан республики из России, арестов, преследований по национальному признаку.
Отношения между Москвой и Душанбе продолжают накаляться. Редкая сводка криминальных новостей обходится без сообщения об аресте граждан Таджикистана. И если в начале конфликта речь большей частью шла о нарушителях миграционного порядка, то теперь таджиков то и дело «берут» на тяжких преступлениях – убийствах, изнасилованиях, торговле наркотиками. Расширяется и «зона депортации» – рейды на нелегалов из Москвы и Подмосковья распространились на Санкт-Петербург, Урал и Сибирь. В ответ из Душанбе доносятся завуалированные угрозы в отношении российской военной базы, пребывание которой нуждается в продлении договора. В схожем контексте вспоминается комплекс «Окно» – космическая станция слежения. Хотя тут возможности таджикской стороны, передавшей объект России в счет госдолга, непонятны.
На этом фоне сообщение министра обороны Таджикистана Шерали Хайруллоева российскому коллеге Анатолию Сердюкову в ходе переговоров в Астане о том, что президент Рахмон распорядился положительно решить вопрос с летчиками, то есть отпустить их, вызвало вздох облечения. Однако если такое распоряжение и существует, то что-то мешает таджикской стороне его выполнить. Прошло уже три дня, но летчики остаются в тюрьме, а Москва и Душанбе продолжают обмениваться упреками и обвинениями.
Вызванному в МИД Таджикистана послу РФ Юрию Попову пришлось выслушать замечания первого замминистра иностранных дел Махмуджона Собирова о недопустимости действий российских структур в отношении таджикских граждан, о произошедшей политизации «дела летчиков», что вкупе привело к плачевному состоянию межгосударственных отношений, которые никак «не отвечают духу стратегического партнерства», не говоря уже о заявлениях главы Роспотребнадзора о повальных заболеваниях таджиков СПИДом и туберкулезом.
В унисон рассуждениям замминистра ИД прозвучало интервью Радио «Свобода» посла Таджикистана в РФ Абдумаджида Достиева. Он сообщил, что задержания и депортация таджиков происходили с нарушениями: «Их увозили с рынков, торговых точек, с улиц... В «нелегалы» попали люди с нормальными документами, но задерживающие их просто уничтожали... Силы, которые хотели посеять ненависть по отношению к таджикам, добились своего...» Посол при этом подчеркнул, что в любом государстве с летчиками, нарушившими воздушное пространство, поступили бы точно так же, как в Таджикистане, и подтвердил, что, по его данным, «дело летчиков» курируется лично Рахмоном, а потому есть надежда, что скоро все закончится.
Судя по действиям российской стороны, пока решение Рахмона не перейдет в практическую плоскость, послаблений в отношении находящихся в России граждан Таджикистана ожидать не стоит. Вслед за уже депортированными почти 200 гастарбайтерами к высылке готовится еще несколько групп. И никакие рассуждения и доказательства таджикских экспертов и политологов о «левости» компании Rolkan Investmens Ltd, чьи пилоты были арестованы, «неправильном» поведении сильной России или их же напоминания о потерянных Россией стратегических партнерах только из-за того, что она начала разговаривать с ними с позиции сил, разрушение российско-таджикских отношений не остановят. Реальность проста: Москва считает незаслуженным наказание, вынесенное летчикам, и по меньшей мере одного из них – гражданина России, желает видеть на свободе незамедлительно.