Минский аэропорт будет модернизирован на деньги, взятые в долг у китайцев.
Фото Reuters
Белоруссия потратит китайский кредит в 1 млрд. долл. на создание национальной системы спутниковой связи, монтаж высоковольтных линий для АЭС, строительство автодороги и модернизацию национального аэропорта «Минск». Белорусские чиновники считают такое сотрудничество полезным и стратегическим. Промышленники сокрушаются, что из-за «политических аспектов» они будут вынуждены покупать китайские товары за китайские кредиты.
В понедельник в Пекине состоялось 12-е заседание белорусско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Участники констатировали рекордный рост товарооборота между двумя странами – по итогам 2011 года он приближается к трехмиллиардному рубежу. В ходе переговоров с председателем китайского Эксимбанка Ли Жогу вице-премьер правительства Белоруссии Анатолий Тозик сообщил, что стороны определились, на что будет потрачен тот миллиардный кредит, договоренность о котором была достигнута в сентябре в ходе визита в Минск председателя постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго. «Мы определились по тем проектам, которые будут финансироваться в рамках данного кредита, и предлагаем направить средства на создание в Беларуси национальной системы спутниковой связи, возведение высоковольтных линий для АЭС, строительство автомобильной дороги, модернизацию национального аэропорта «Минск», – цитируют официальные источники Анатолия Тозика. Поблагодарив Эксимбанк за большой вклад в дело привлечения иностранных инвестиций в белорусскую экономику, Анатолий Тозик сообщил, что всего банк прокредитует белорусско-китайских проектов на 3 млрд. долл.
За счет китайского капитала действительно реализован ряд проектов – модернизация Минской ТЭЦ, цементных заводов. В прошлом году стороны договорились о финансировании проектов поставки грузовых электровозов, электрификации железной дороги, реконструкции участка автомобильной дороги М5, строительства целлюлозного и содового заводов.
Бравурные отчеты официальных лиц периодически омрачают напоминания экспертов о том, что все китайские кредиты – связанные. Это значит, что предоставляются они только на условиях приобретения оборудования и товаров в Китае. Не случайно при «рекордном» товарообороте складывается он далеко не в пользу Белоруссии. Например, в 2010 году Белоруссия ввезла из Китая товаров на 1,6 млрд. долл., а продала лишь на 473 млн. долл. Конечно, Китаю такое сотрудничество выгодно. Кроме того, Пекин не скрывает, что рассматривает Белоруссию как плацдарм для выхода на более емкий российский рынок. В Минске строятся белорусско-китайский индустриальный парк, гостиничный комплекс «Пекин» и китайский район. Китайские предприятия претендуют на участие в белорусской приватизации. Не далее как в сентябре стороны подписали соглашение о финансовом сотрудничестве в приватизации и привлечении китайских инвестиций в 2011–2012 годах, чего не смогла добиться Россия за все годы интеграции. Такое развитие событий дало основание говорить не о тесном сотрудничестве, а о китайской экспансии.
Что касается белорусской промышленности, то, как пояснили «НГ» в одном из профильных ведомств, китайское оборудование и предлагаемые технологии оставляют желать лучшего. «Конечно, мы бы предпочли европейское оборудование, но вы же сами понимаете, что мы должны учитывать политический аспект», – сказали там. Ранее «НГ» писала о том, что обещанная Китаем кредитная линия в 5 млрд. долл. так и осталась невостребованной по этой причине. Имея тогда еще возможность выбора, белорусские промышленники предпочитали оборудование из Европы.
Однако сегодня ситуация для Белоруссии изменилась. Поствыборная изоляция страны и экономический кризис сделали недоступными другие источники финансирования, кроме тех, которые могут предоставить «близкие по духу страны». Китай «не требует что-то отдать и кого-то выпустить», объяснял Лукашенко причины успешного сотрудничества в ходе пресс-конференции для журналистов из РФ, явно намекая на европейских партнеров, радеющих за демократию, и российских – жаждущих поучаствовать в белорусской приватизации.
Минск