На российско-грузинской границе в скором времени появятся наблюдатели из третьей страны.
Фото ИТАР-ТАСС
В четверг и пятницу в Женеве состоится заседание рабочей группы по вопросам вхождения России в ВТО. При одобрении заявки России - а иного после достижения с Грузией компромисса о международном мониторинге абхазского и югоосетинского участков границы не ожидается - она будет передана на рассмотрение министерской конференции 153 стран ВТО 15–17 декабря, а также на ратификацию в Госдуму РФ. И через 30 дней после этого Россия может стать членом организации. Происходящее вызывает настороженность в Абхазии и Южной Осетии и неоднозначную оценку экспертов. Некоторые из них считают, что, договорившись с Тбилиси, Москва пожертвовала частью суверенитетов опекаемых ею республик.
Напомним, что Грузия на правах члена ВТО препятствовала вступлению в организацию России, требуя от нее обеспечить допуск грузинских специалистов к контролю над абхазским и югоосетинским участками госграницы. Любые контрпредложения, как Москвы, так и западных партнеров, заинтересованных в скорейшем вступлении России в ВТО, грузинская сторона отказывалась рассматривать. В конце концов при посредничестве Швейцарии был сформулирован компромиссный вариант: на указанных участках границы будут работать мониторинговые группы от частных иностранных компаний, а Россия и Грузия будут обмениваться электронной информацией о грузах, поступающих в Абхазию и Южную Осетию, – каждая со своей стороны.
Власти Грузии достигнутое соглашение объявили дипломатической победой и возвращением Абхазии и Южной Осетии в таможенное пространство страны. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты и глава МИД Абхазии Вячеслав Чирикба заявили о недопустимости присутствия посторонних на государственной границе. Эксперты – лоббисты бывших грузинских автономий обвинили Москву в предательстве интересов «младших союзников» и своих собственных ради будущей наживы. Ни одна из этих оценок, похоже, не соответствует реальному положению дел.
«Функции мониторинговых групп не вполне понятны – функции и возможности в достигнутых соглашениях не расписаны. Что даст их появление на границе с практической точки зрения, тоже неясно. Логично предположить, что участники переговоров соглашением о международном мониторинге помогли грузинским властям, испытывавшим давление со стороны заинтересованного в членстве России в ВТО Запада, сохранить лицо», – сказал «НГ» эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили.
Абхазские и югоосетинские источники не стали комментировать ситуацию, сославшись на «недостаточность данных», и ограничились расплывчатыми фразами: трудно представить на нашей территории иностранных наблюдателей – власти на это не пойдут, Россия знает, что делает, – она нас не предаст.
Действительно, в той части договоренности, о которой известно, Россию в предательстве интересов признанных ею Абхазии и Южной Осетии трудно заподозрить. В соглашении речь идет о размещении мониторинговых групп с российской стороны границы. Более того, Москва решила принять еще одну группу непосредственно на российско-грузинской границе в районе КПП «Верхний Ларс», о чем Тбилиси, настаивавший на контроле за Псоу (Абхазия) и Рокским тоннелем (Южная Осетия), не упоминал. Этот шаг со стороны России можно расценивать как сохранение имиджа опекаемых ею республик – на всех КПП в южнокавказском направлении, кроме азербайджанского, будут работать иностранные наблюдатели.
«Заявления абхазских и югоосетинских лидеров о недопустимости наблюдателей бессмысленны, потому что непосредственно в Абхазии и Южной Осетии их появление не предусмотрено – они будут находиться на российской стороне и грузинской», – считает грузинский конфликтолог Паата Закареишвили. По его словам, в соглашении упоминаются три коридора для групп мониторинга: один начинается на Псоу и заканчивается в Зугдиди (абхазское направление), второй – у Рокского тоннеля с окончанием в Гори (югоосетинское направление), третий – Верхний Ларс – Казбеги. По мнению Закареишвили, на данном этапе Тбилиси от появления этих мониторинговых групп ничего не выиграет: из Абхазии и Южной Осетии собственно в Грузию или в обратном направлении никакие грузы не поступали, и у наблюдателей, находящихся на грузинской стороне, работы не будет. Конфликтолог считает, что контролировать грузы, поступающие в неподконтрольные автономии, с помощью международных миссий тоже не удастся. «Какие данные швейцарские таможенники должны передавать грузинской стороне? Сколько тонн мандаринов и орехов вывозится в Россию?! Это и без них относительно точно известно. А вот, скажем, оружие или иные «интересные» грузы могут завозиться в Абхазию или Цхинвальский регион морским путем или воздушным. Таким образом, присутствие иностранцев практически ничего не дает. Плюс пока один – разрешился затянувшийся спор вокруг вступления России в ВТО», – сказал Закареишвили.
При этом он не исключил, что соглашение о международном мониторинге сыграет определенную роль в будущем. Закареишвили полагает: если начнется процесс урегулирования конфликтов, то документ может быть истолкован в пользу Грузии – граница находилась под грузинским контролем, пусть опосредствованным, но если конфликт усугубится, то присутствие наблюдателей станет дополнительным фактором для легализации этих территорий на международном уровне.