Тратить лучше все и сразу: белорусам обещают инфляцию в 100 процентов.
Фото Михаила Жуковича/PhotoXPress.ru
Вчера в очередной раз не оправдались оптимистичные надежды белорусских властей – вместо ожидаемого обвала доллара белорусский рубль официально девальвировался на 52%. Таков результат первой после длительного перерыва единой торговой сессии по валюте. Экономически правильное решение в краткосрочной перспективе принесет подорожание энергоресурсов, лекарств, услуг ЖКХ, полагают эксперты.
Вчера Белоруссия избавилась-таки от множественности валютных курсов, которые были как бельмо на глазу во всех переговорах с кредиторами и потенциальными инвесторами. Напомним, что такая ситуация просуществовала полгода. На единой торговой сессии стоимость доллара сложилась на уровне 8680 руб., евро – 11 990, российского рубля – 277 белорусских рублей. По сравнению с официальным курсом Нацбанка, который существовал еще вчера, белорусский рубль девальвировался на 52% по отношению к доллару, на 50,8 – к евро и 50% – к российскому рублю. Однако по сравнению с вчерашним курсом допсессии (на основании спроса-предложения) белорусский рубль чуть-чуть укрепился – на 1,25% по отношению к доллару, на 2,1 – к евро и российскому рублю. Всего же с начала года белорусская национальная валюта подешевела на 290% по отношению к доллару.
Если добавить к этому 100-процентную инфляцию, то только очень далекий от экономики человек может поверить уверениям белорусских властей об экономическом благополучии в стране. «Имейте в виду, что курс доллара рухнет», – уверенно говорил президент Александр Лукашенко в минувший понедельник, говоря о последствиях выхода на единый курс. «Если выльется вся эта валютная масса, которую мы сейчас отдаем на приобретение газа, то предложение на доллары будет очень высоким», – не сомневался он. «Мы определили, что курс в пять тысяч рублей математически выверен, оправдан экономически. Я полагаю, что по итогам недели, может быть, полутора, когда сойдет спекулятивное настроение у ряда субъектов хозяйствования, курс будет стремиться к отметке, рассчитанной и подтвержденной определенными математическими расчетами», – обещал буквально месяц назад заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный.
Не оправдались даже относительно оптимистичные надежды независимых экспертов, которые предполагали, что в первые дни объединения торговых сессий белорусский рубль действительно ощутимо укрепится. Основание для надежд давало наличие отложенного предложения экспортеров, которым невыгодно было продавать валюту на допсессии в условиях множественности курсов, так как разница между рыночным курсом и курсом Нацбанка рассматривалась как доход предприятий и соответственно облагалась налогом.
С уверенностью можно говорить только о том, что имеют под собой основание утверждения белорусского экономиста, руководителя аналитического центра «Стратегия» Леонида Заико, который в своих комментариях журналистам не устает говорить о непрофессионализме проводников экономической политики в стране. Кстати, экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич утверждает, что раздвоение валютных сессий в принципе не было экономически оправданно. «Не надо было формировать два курса и таким образом создавать возможность для мошенничества и спекуляций. Нужно было установить единый курс давно – это был бы сигнал для бизнеса и населения, что правительство в состоянии что-то реально делать на валютном рынке», – полагает он. «Это был бессмысленный поступок», – считает и экс-глава белорусского правительства Михаил Чигирь. Эксперт подчеркивает, что он навредил имиджу Белоруссии в глазах кредиторов и инвесторов и породил недоверие со стороны местного бизнеса и населения.
При всей положительности выхода на единый курс для оздоровления национальной экономики в ближайшей перспективе это приведет к ухудшению ситуации для населения. Энергоносители и лекарства, валюта для закупки которых продавалась по официальному курсу, имеют все основания подорожать на 50%. Также вырастут размеры платежей, которые привязаны к евро. Например, ставки таможенной пошлины на автомобили, ставки арендной платы для предприятий. Теоретически уход от множественности валютных курсов может снять неуверенность импортеров, и они перестанут закладывать завышенный на размер риска курс валюты. Тогда цены на импортные товары или с импортной составляющей могут снизиться, полагают эксперты. Правда, они считают такое развитие событий маловероятным. «Для того чтобы происходило падение курса доллара по отношению к белорусской денежной единице, надо иметь мощный экспортный потенциал, который бы превышал импорт, а если экспорт меньше импорта, то и падения курса доллара не будет», – говорит Михаил Чигирь.
Да, Белоруссия несколько увеличила экспорт в этом году, но это был не здоровый процесс, когда появляются новые экспортно ориентированные производства, увеличиваются объемы востребованной за рубежом продукции. Повышенные поставки за рубеж оголили внутренний рынок продовольствия, а сокращение импорта лишило белорусов многих привычных для них товаров.
Эксперты не сомневаются в том, что Белоруссия ушла от множественности курсов и тем самым официально признала факт ослабления своей национальной валюты под давлением МВФ в расчете на получение кредита. Возможно, власти прислушаются и к другим рекомендациям фонда. В частности, о привлечении средств через приватизацию, сокращении финансирования госпрограмм, проведении структурных реформ. Это также могло бы улучшить ситуацию с поступлением валюты в страну. В противном случае девальвация рубля продолжится, цены будут расти, уровень жизни населения стремительно подать. «Беларусь движется в направлении дефолта», – констатировал в своей статье научный сотрудник Института мировой экономики Андерс Аслунд, анализируя состояние платежного баланса страны и ее экономическую политику.
Минск