Михаил Саакашвили выступил за равноправный диалог с Россией.
Фото Reuters
Президент Грузии Михаил Саакашвили в субботу днем в интервью телекомпании «Рустави-2» заявил, что готов встретиться с премьер-министром РФ Владимиром Путиным, «который официально возвращается в президентское кресло». При этом он обозначил условия, без выполнения которых диалог не состоится. С учетом того, что одно из них Москва точно не выполнит – войска из Абхазии и Южной Осетии выведены не будут, заявление Саакашвили приобретает имитационный характер.
Если вбить в любую поисковую систему фразу «Саакашвили готов встретиться с Путиным», то легко можно убедиться в том, что президент Грузии повторяет ее со средней периодичностью четыре-пять раз в год, начиная где-то с 2005 года, когда российско-грузинские отношения стали неуклонно ухудшаться.
Нынешнее его заявление, по оценке наблюдателей, стало фактически ответом на призыв гостившего в Тбилиси президента Франции Николя Саркозя. Он в своем выступлении, отметив, что Россия лишила Грузию части территорий, призвал сделать все необходимое, чтобы Россия снова стала для Грузии союзником.
Саркози отметил, что «Россия является стратегическим партнером Франции», и выразил надежду на то, что Москва и Тбилиси помирятся, последовав примеру Франции и Германии после Второй мировой войны. По мнению французского лидера, для начала необходимо изменить риторику, положить конец угрозам, попыткам запугивания и дестабилизации и вспомнить о диалоге. «Партнер и друг – вот кем вновь должна стать Россия для Грузии», – подчеркнул Саркози.
Свою позицию Саакашвил обозначил после отъезда Саркози из Тбилиси. «Я готов к встрече с Владимиром Путиным... Правда, он никуда не уходил, но раз уж официально возвращается (на пост президента РФ. – «НГ»), то я в любой момент готов к разговору с ним. Однако это должен быть разговор лидеров двух равноправных наций, и ни у кого не должно быть мысли о том, что это для нас вынужденная мера, что нас приперли к стене, раздавили, подкупили, что из-под нас выбили почву – это ни у кого не получится. Дестабилизации мы не боимся, он (Путин. – «НГ») этого сделать не сможет – мы и не через такие вызовы проходили!» – заявил Саакашвили в эфире телекомпании «Рустави-2». Он вспомнил, что «в 1921 году Европа продала Грузию (большевистской России. – «НГ»), но продажная политика, политика передачи с рук на руки осталась в прошлом, что доказал визит в Тбилиси президента Франции». «США также заявили, что легализация того, что сделала Россия, невозможна. И сейчас очень некомфортное положение для Москвы», – считает Саакашвили. По его словам, если сейчас выйти в центр Тбилиси, то можно встретить много россиян, которые в восторге от Грузии. «Мы ничего не имеем против... Пусть оставят нас в покое, признают нас, выведут свои танки и войска, и тогда для них, для их туристов откроются все наши пляжи и курорты. Но свои земли мы не отдадим – это невозможно», – последний пассаж Саакашвили, понятно, адресовал не рядовым «россиянам в центре Тбилиси», а российским властям.
Грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе считает, что позиция по грузино-российским отношениям, высказанная Саркози, не новая, и ранее те же слова, в частности, говорил вице-президент США Джо Байден во время визита в Грузию. Однако власти обоих государств рекомендации высокопоставленных политиков не воспринимают. «И даже вчера в речи президента Грузии ощущались агрессивные интонации. Поэтому, наверное, пока рано говорить о смене настроения среди политиков как в Грузии, так и в России», – заявил Сакварелидзе.
Наглядным подтверждением этого стал очередной срыв российско-грузинских переговоров по вопросу вступления России в ВТО. В субботу замминистра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе сообщил журналистам, что последняя встреча, состоявшаяся, как и предыдущие, в Женеве, закончилась безрезультатно. «Переговоры завершены, и мы можем сказать, что они провалились... Грузия не может дать согласия на вступление РФ в ВТО, пока Россия не поменяет свою позицию по вопросам торговли внутри оккупированных территорий», – сказал Капанадзе, подразумевая Абхазию и Южную Осетию. Грузинская сторона требует размещения международных мониторов на спорных границах, вышедших из-под контроля автономий, а также внедрения системы обмена информацией о перемещении грузов, что обеспечит прозрачность торговли.
«То, что просит от нас Грузия, не входит в сферу деятельности ВТО», – считает глава российской делегации Максим Медведков. Он добавил, что по основным вопросам присоединения России к ВТО, не считая грузинского вопроса, «достигнуты договоренности, остается ряд технических моментов, которые согласовываются». Когда продолжатся переговоры – неизвестно, поскольку перед нынешним раундом официальный Тбилиси заявил, что устал от бессмысленных встреч, поскольку российская сторона переливает из пустого в порожнее, не желая рассматривать требования своих визави.