Серж Саргсян первым из президентов стран Южного Кавказа встретил Николя Саркози.
Фото Reuters
Сегодня в Тбилиси из Еревана в рамках визита по странам Южного Кавказа прибудет президент Франции Николя Саркози. Принимать его Грузия будет с размахом, сопоставимым лишь с тем, с каким шесть лет назад принимала президента США Джорджа Буша – даже трибуна для обращения Саркози к грузинскому народу сооружена на той же площади Свободы, где выступал американский лидер. Но задержится в Грузии президент Франции меньше, чем Буш, – в этот же день его ожидают в Баку.
Николя Саркози усилиями грузинской пропаганды стал для страны кем-то вроде Симона Боливара для Южной Америки. Если считается, что тот принес большей части континента свободу, то президент Франции в августе 2008 года предотвратил неоколонизацию Грузии Россией. Приезду Саркози в Тбилиси местные власти всячески старались придать исключительное значение, вплоть до того, что замалчивали региональный характер поездки и сыпали заявлениями о том, что визит Саркози – давление Запада на Россию и т.п.
Такой подход задел и Ереван, с которого в четверг начался закавказский вояж Саркози, и Баку. Враждующие между собой столицы, не сговариваясь, отметили «очередное некорректное поведение Тбилиси в отношении соседей». «Бахвальство» властей не оставили без внимания и тбилисские политологи.
В частности, Сосо Цискаришвили высказался в том духе, что собственно для самого Саркози визиты в Баку и Ереван значимее, чем в Тбилиси: Азербайджан – это энергоресурсы и французские компании, их добывающие, а Армения – традиционные близкие отношения и необходимость в улучшении отношений с армянской диаспорой во Франции, натянувшихся после провала законопроекта об уголовном преследовании за отрицание геноцида в Османской империи. С учетом последнего стало вполне объяснимо, почему Саркози в поездке в Ереван сопровождали французские армяне: главы муниципалитетов, выдающийся шансонье Шарль Азнавур, чемпион мира, футболист Юрий Джоркаефф.
Вчера в день приезда французского президента многие ереванские газеты аршинными буквами напечатали на первых полосах цитату из интервью, данного им одному из агентств: «Никто лучше Франции не понимает, что значит для Армении Карабах». В том же интервью Саркози подчеркнул, что никто не сможет заставить Армению и Азербайджан жить в добрососедстве – к этому путем переговоров должны прийти сами армяне и азербайджанцы. Он обещал повторить эти слова в Баку.
Сегодня же в Тбилиси Саркози предстоит выслушать претензии грузинской стороны к России, которая вопреки соглашению о прекращении огня, заключенному при его посредничестве, не отводит войска на позиции, занимаемые до 8 августа 2008 года. Помимо этого грузинские верха, охваченные алармизмом в связи с заявлением премьер-министра РФ Владимира Путина о целесообразности создания Евразийского союза, озадачат Саркози просьбами о содействии в интеграционных процессах в европейские институты. Не случайно накануне президент Михаил Саакашвили, встречаясь с учителями, «вспомнил» о том, что «Грузии противостоит огромная сила, которая хочет восстановить СССР».
Однако, как отмечают наблюдатели, обаять Саркози в той степени, в какой в свое время – Буша, властям будет трудно. Даже несмотря на то, что под предлогом якобы ухудшающейся погоды яркий всенародный праздник Тбилисоба (День Тбилиси), всегда отмечаемый в последнее воскресенье октября, будет устроен в день приезда французского президента. И дело не в том, что именно в начале месяца для грузинской столицы характерны библейские ливни, способные испортить масштабные гулянья, но и в том, что оппозиционная часть общества настроена донести свой протест до Саркози. Для организации этой акции была использована «египетская технология» – по приблизительным прикидкам, готовность выразить несогласие с политикой Саакашвили в Facebook’е выразили десятки тысяч людей. Среди них лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили, в последнее время сторонящийся совместных мероприятий с другими силами. По его словам, Саркози должен знать, что Грузии далеко до демократических стран, и если можно скидывать Каддафи, то почему нельзя Саакашвили – демократия не должна быть избирательной. Вдобавок к этому директор региональной телекомпании «Триалети» Джондо Нанеташвили обратился к президенту Франции с прошением предоставить политическое убежище, потому что «он и его семья подвергаются преследованию властями Грузии» за правдивое отражение различных событий.
Грузия встретит президента Франции праздником Тбилисоба. Фото Reuters |
В пятницу в Тбилиси ожидается еще одно заметное политическое событие. С заявлением о создании партии и участии в парламентских выборах в 2012 году должен выступить миллиардер Бидзина Иванишвили. Об этом стало известно в среду из личной страницы его сына в том же Facebook’е. Недостатка в версиях о том, что вынудило самого непубличного в Грузии человека идти в политику, нет. Иванишвили, которого в 2007 году журнал Forbes поставил на 25-е место в списке самых богатых людей России, а за неимением его фотографии написавший: «Человек, которого никто не видел», в начале 2000-х годов вернулся в родное село Чорвила в северо-западной части Грузии и занимался все эти годы тем, что с разрешения властей обустраивал родной Сачхерский район: финансировал прокладку дорог, строительство и работу школ и больниц и пр. Его бизнес в Грузии, по оценкам экспертов, носит символический характер. Оппозиции не удалось втянуть его в политику, впрочем, и в дружбе с властями он также не замечен. За последние 10 лет лишь одно из считанных заявлений его пресс-службы носило политический окрас: опровергалось утверждение упоминавшегося Нателашвили о финансовой помощи бизнесмена правящему «Национальному движению».
Известный грузинский эксперт Гия Хухашвили выразил сомнение по поводу того, что в политику Иванишвили могли подтолкнуть разногласия с властями по бизнес-проектам, как в свое время Бадри Патаркацишвили, ибо в Грузии, по давнему признанию миллиардера, нет масштабов, способных его заинтересовать. Он полагает, что решение Иванишвили вызвано патриотическими переживаниями за родину. «У него есть большая возможность перевернуть грузинскую политическую реальность... Оставшийся период до выборов для властей не будет спокойным. Иванишвили имеет то, чего боятся власти, – материальный или медиаресурс», – заявил Хухашвили и выразил надежду, что в стране не повторится сценарий «Бадри-2», подразумевая скоропостижную смерть Патаркацишвили.
Некоторые представители правящего «Национального движения» выразили опасения, что приход в политику Иванишвили может быть связан с готовящимся возвращением на пост президента РФ Владимира Путина.
В пятницу Николя Саркози ждут в Баку. Это первый официальный визит президента Франции в Азербайджан. Запланирована его встреча один на один с президентом Ильхамом Алиевым, которая завершится переговорами в расширенном составе. Темой бесед станут двусторонние отношения, укрепление экономического сотрудничества, включая реализацию проекта Nabucco, а также вопрос урегулирования нагорнокарабахского противостояния.
Хотя Баку серьезно готовится к визиту Саркози – главы одной из трех стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорнокарабахского конфликта, тем не менее здесь особых надежд на продвижение этого процесса не питают. По мнению местных аналитиков, нагорнокарабахский конфликт воспринимается в Европе как инструмент для получения определенных дивидендов.
По мнению политолога Расима Мусабекова, Саркози в первую очередь интересуют энергетические вопросы. Принимая во внимание участие французских компаний Total и Gaz de Franse в нефтегазовых проектах Азербайджана, нетрудно предположить, что президент Франции пожелает упрочить их присутствие на здешнем рынке.
Что же касается проблемы урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, то, считает Мусабеков, обычной практикой великих держав является использование конфликтов для продвижения собственных интересов. Применительно к нашему случаю дополнительная головная боль им не нужна. Им не нужны новые военные столкновения, которые могут увеличить риски в регионе. В целом, по мнению политолога, региональный визит президента Франции необходимо рассматривать в качестве укрепления связей с ведущей державой Европы. «Не надо забывать, что если в экономическом плане сердцем Европы является Германия, то Париж играет ведущую роль в выработке политической линии Евросоюза», – отметил эксперт.
Баку