Александр Лукашенко пытается пробиться к руководству ЕС.
Фото Reuters
Президент Белоруссии Александр Лукашенко пытается наладить отношения с ЕС. К таким шагам его толкает тяжелая экономическая ситуация в стране и стремительно снижающийся уровень жизни населения. Свое недовольство уровнем поддержки со стороны Москвы Лукашенко продемонстрировал, не приехав на саммит СНГ в Душанбе.
Согласно официальной версии, озвученной белорусским МИДом, Лукашенко не смог приехать на саммит в Душанбе 3 сентября, «потому что он занят острыми вопросами, связанными с валютно-финансовыми регулированиями в Беларуси». При этом, по словам главы МИД Белоруссии Сергея Мартынова, Лукашенко намерен компенсировать свое неучастие в мероприятии и встретиться со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым на саммите ОДКБ в декабре, а также, возможно, в конце ноября – на Высшем госсовете Союзного государства. Однако эксперты в действиях Лукашенко видят демонстрацию очередного крена на Запад.
Подозрения относительно того, что ЕС и Лукашенко ведут какой-то закулисный диалог, у местных экспертов возникли еще в начале августа, когда 11-го числа на свободу вышли девять фигурантов дела о массовых беспорядках 19 декабря минувшего года. Затем в начале прошлой недели он пригласил к диалогу о будущем Белоруссии своих политических оппонентов. При этом заявил, что в качестве наблюдателей приглашает представителей России и ЕС. Причем, как следовало из сказанного белорусским лидером, ЕС это предложение уже направлено.
В конце прошлой недели догадки о диалоге Минск–Брюссель нашли вполне конкретное подтверждение. Министр иностранных дел Болгарии Николай Младенов сообщил, что 26 августа он встречался в Минске с Александром Лукашенко. Встреча была инициирована белорусской стороной и длилась 2,5 часа. После нее болгарский МИД направил сообщения в адрес еврокомиссара по внешней политике Кэтрин Эштон и министров иностранных дел стран ЕС, в которых озвучивалась готовность Белоруссии выпустить всех политзаключенных уже до конца октября в обмен на размораживание отношений Брюсселя с Минском. По словам Младенова, встрече предшествовали переговоры, которые длились более месяца. Вероятно, к идее выгодно продать политзаключенных Лукашенко склонился гораздо раньше, когда стали набирать оборот экономические проблемы. Во всяком случае, в СМИ просочилась информация о том, что ранее с просьбой о посредничестве Белоруссия обращалась к Италии и Литве, и только получив там отказ, попросила о помощи Болгарию.
На прошлой неделе были освобождены еще четверо политзаключенных, что, по замыслу официального Минска, должно служить подтверждением серьезности намерений выпустить всех политзаключенных.
Вернуться к политике лавирования между Западом и Востоком его вынудила не только жесткая позиция России в отношении готовности помочь. Напомним, что сумма кредита ЕврАзЭС ничтожно мала, приватизационные проекты с участием России тормозятся. Длительность переговоров белорусского вице-премьера Владимира Семашко с главой «Газпрома» Алексеем Миллером по поводу понижающего интеграционного коэффициента к цене на газ (они шли два дня), а также отсутствие официальных комментариев на этот счет дают основания полагать, что там не все так просто. Недовольство состоянием российско-белорусских отношений Минск высказал официально после недавней встречи президентов в Сочи. Кроме того, белорусский президент, 17 лет заигрывающий с Россией, вероятно, уже понял, что это может быть опасным для суверенитета, а затем и для его единоличной власти. Запад же всегда был более доверчив и наивен. Напомним, что Белоруссии в 2008–2010 годах уже удалось получить кредит МВФ в 3,5 млрд. долл. под имитацию экономической либерализации. В настоящее время на рассмотрении фонда новая заявка Белоруссии на 3,5–8 млрд. долл. Как следует из комментариев международных экспертов, ее удовлетворение невозможно без демонстрации демократических изменений.
Брюссель прореагировал на происходящее заявлением по итогам саммита глав МИД ЕС. «Мы, конечно, приняли к сведению последние события в этой стране, но еще раз повторюсь, что мы ожидаем освобождения и реабилитации всех политзаключенных. Это была и есть наша позиция, которой мы и далее будем придерживаться», – сказала верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон. Традиционно более жесткой является позиция США. «Мы не будем участвовать в торге вокруг политических заключенных», – заявил в интервью «Еврорадио» временный поверенный в делах США в Белоруссии Майкл Скэнлан.
Еще более категорична белорусская оппозиция, которая лучше других знает об умении властей Белоруссии имитировать любые изменения, оставляя все как есть. На своем специальном заседании лидеры оппозиции решили, что никакого диалога с властью до освобождения политзаключенных быть вообще не должно. В дальнейшем он может вестись лишь на очень жестких условиях.
Еще более категоричны те, кто сегодня находится в местах заключения. «Я допускаю переговоры с Лукашенко. Но только по одному вопросу – о передаче власти. Кроме условий капитуляции обсуждать с ним нечего», – заявил в телефонном разговоре с семьей экс-кандидат в президенты Андрей Санников. «Слышал чушь, что кто-то из западников поприветствовал такое освобождение. Людей гнут, ломают, угрожают им. А эти приветствуют. Недалекие смешные персонажи», – оценил реакцию Запада находящийся в заключении соратник Андрея Санникова Дмитрий Бондаренко. Напомним, что через своих родственников политзаключенные сообщают, что над ними издеваются и заставляют писать просьбы о помиловании на имя Лукашенко. Тех, кто написал, сразу же выпускают. Экс-кандидаты в президенты и их ближайшие соратники отказываются что-либо просить у Лукашенко.
Минск