Виктор Янукович не знает, что делать: в ЕС, куда рвется Украина, ее не берут, а интегрироваться с Россией – не хочется.
Фото EPA/ИТАР-ТАСС
Президент Украины Виктор Янукович оказался в положении, когда и бежать некуда, и опереться не на кого: уголовный процесс над Юлией Тимошенко практически лишил его поддержки на Западе – там считают дело экс-премьера Украины политическим. А Москва, мнение которой по Тимошенко совпадает с европейским, продолжает дожимать Киев на интеграционном направлении, используя при этом газовые рычаги. В подтверждение эксперты приводят то, что Дмитрий Медведев не нашел времени для отдельной встречи с Виктором Януковичем в рамках субботнего саммита СНГ в Душанбе. Этот факт в Киеве расценивают как очень плохой сигнал.
Представители власти в Украине еще на прошлой неделе предполагали, что начавшийся конфликт смогут разрешить лично президенты Янукович и Медведев. В четверг украинское правительство отрапортовало, что в Москву были переданы документы к началу нового этапа газовых переговоров. Их содержание не раскрывалось, однако чиновники уверяли, что смысл послания заключался в конкретных предложениях, позволяющих добиться снижения цены на газ для Украины без передачи «Газпрому» прав собственности даже на часть украинской газотранспортной системы.
О том, что Россия не примет украинские предложения, стало известно в тот же день: Дмитрий Медведев охарактеризовал позицию украинской стороны словом «иждивенчество». Уже в Душанбе российский лидер назвал украинские предложения неконкретными, тем самым закрыв тему.
В Украине российскую позицию восприняли с раздражением. Уже в пятницу, накануне отъезда на саммит СНГ, Виктор Янукович распорядился, чтобы к 1 октября правительственные структуры разработали проект реструктуризации компании «Нафтогаз Украины», выступающей контрагентом «Газпрома». Премьер-министр Николай Азаров тут же уточнил, что ликвидация действующей компании потребует подписания новых контрактов с «Газпромом». Украинские чиновники отметили, что в таком случае российская сторона вынуждена будет согласиться на переговоры о новых условиях и ценовых параметрах поставок газа.
В Москве ультиматум не приняли. Пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков заявил, что российская сторона не намерена вмешиваться во внутренние дела Украины, в том числе относительно реформирования «Нафтогаза», однако настаивает на том, что действующие контракты должны выполняться. В случае ликвидации нынешнего контрагента «Газпрома» его обязательства должны перейти компании-правопреемнице, пояснил он. И уточнил, что в противном случае российская сторона обратится в Стокгольмский суд с иском о невыполнении украинской стороной взятых на себя международных обязательств. В тот момент уже было известно, что предварительно планировавшая встреча Януковича и Медведева в Душанбе не состоится.
Однако украинский лидер сделал несколько заявлений на газовую тему. Янукович отметил, что вопросы ценообразования на газ и создания СП между «Нафтогазом» и «Газпромом» следует рассматривать отдельно. Причем сначала, по мнению украинского президента, стоит договориться об отмене газовых контрактов, которые были подписаны с нарушениями, поскольку санкционировала их подписание в 2009 году единолично премьер-министр Юлия Тимошенко, не получившая одобрения правительства. Янукович уточнил, что надеется на решение проблемы в духе партнерства, а обращение в Стокгольмский суд считает самой крайней мерой. Но заявил, что не приемлет давления с российской стороны: «Любое давление в этих вопросах – оно для нас унизительно. И мы не позволим, чтобы с нами так говорили┘ Сначала загнали нас в угол, потом начали диктовать условия. Это унижает сегодня не лично меня, это унижает государство. И я не могу этого допустить».
«То, что президент так сказал, может свидетельствовать, что газовая угроза для Украины чрезвычайно серьезна и опасна», – сказал «НГ» эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук. Он напомнил, что с 1 октября начнется четвертый квартал года, в котором цена на газ по действующей формуле повысится до 400 долл. за 1 тыс. куб. м. «До сих пор компания «Нафтогаз» с огромным трудом, но все же умудрялась проплачивать поставки. Что будет дальше – сложно спрогнозировать. Тем более что миссия МВФ снова отложила свой визит в Киев, теперь – до октября, и вопрос о выделении очередного транша кредита снова завис», – отметил эксперт.
Политологи в Киеве отмечают, что у украинской стороны, ранее надеявшейся на поддержку ЕС в газовом споре с Россией, теперь нет такого козыря: Европа не скрывает раздражения действиями команды Януковича в связи с уголовным преследованием лидеров оппозиции, в первую очередь – Юлии Тимошенко. Переломный момент наступил после ареста экс-премьера, который на Западе расценили как излишне жесткую и ничем, кроме политической мести, не мотивированную меру пресечения. «Дело даже не в отношении Европы к Тимошенко.
А в том, что ЕС самоустранился от решения украинско-российских газовых проблем. Кстати, именно поэтому ни «Нафтогаз», ни «Газпром» не рискуют обращаться в Стокгольмский суд: кто бы ни выиграл, репутационные потери понесут обе стороны», – считает Корольчук. Руководитель центра социальных исследований «Социовымир» Сергей Таран согласен с этим мнением: «Для европейцев не имеет значения, кто будет виноват в газовом кризисе, если ситуация, как в 2009 году, заденет интересы ЕС». По его мнению, украинская власть загнала себя в тупик не сейчас, когда не сумела договориться с Россией и обозлила Европу, а значительно раньше, еще до президентства Януковича, когда не обеспечила Украине энергетическую независимость от России. Поскольку российская сторона заняла выжидательную позицию, не вступая в переговоры, на которых настаивает украинская сторона, Киев умышленно обостряет ситуацию, провоцируя Москву на радикальные действия, отметил эксперт Корольчук. По его мнению, логика в этом сводится к традиционному «пан или пропал»: либо условия действующих контрактов будут пересмотрены, либо уже через месяц Украина не сможет выполнять свои финансовые обязательства, и тогда примерно к новогодним праздникам снова появятся долговые проблемы, порождающие новый кризис.
Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский убежден, что стороны найдут общий язык, поскольку повторение событий 2009 года политически невыгодно и российской, и украинской власти. «Сейчас на уровне заявлений мы видим обострение отношений. Но это объясняется не намерением идти на конфликт, а тем, что у Киева мало времени до четвертого квартала года, в котором цена на газ повысится; а в Москве началась предвыборная кампания, в которой украинский вопрос традиционно играет важную роль. Заявления заявлениями, но на деле стороны заинтересованы договариваться», – сказал эксперт «НГ». По информации Землянского, один из рассматриваемых сейчас компромиссных вариантов предполагает – в рамках объявленной реорганизации «Нафтогаза» – создание СП между «Газпромом» и «Укртрансгазом», нынешней дочерней структурой «Нафтогаза», которая занимается транспортировкой газа и может получить самостоятельный юридический статус. Новую самостоятельную деятельность начнут также добывающее и поставляющее газ подразделения «Нафтогаза».
Юрий Корольчук заметил, что ничего нового в этом нет. «Украина взяла на себя обязательство разделить национальную энергетическую компанию на отдельные структуры по видам деятельности еще при вступлении в Европейское энергетическое сообщество. Летом правительство запланировало разработать проект реформы где-то к 1 января. Но конфликт в переговорах с Россией внес свои коррективы, поэтому Янукович распорядился ускорить работу», – сказал он. Эксперт счел решение украинского президента политическим шагом, поскольку на деле завершить столь сложный проект в обозначенный срок невозможно: «Чтобы подготовить все документы, провести их по всем инстанциям, включая Верховную Раду, потребуется минимум полгода, это в самом лучшем случае». Поэтому эксперты приходят к выводу, что у Украины нет иного выхода, кроме как договариваться с Россией. Судя по нынешней консолидированной и жесткой позиции российской стороны, в Москве прекрасно осознают, что сейчас наступил лучший момент для достижения целей: Украина не может рассчитывать на Европу в качестве адвоката и начиная с октября не может выполнять действующий контракт. Выход из ситуации четко обозначил президент Медведев: либо интеграция в Таможенный союз, либо передача прав собственности на ГТС.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, заметил «НГ» по этому поводу: «В Украине жесточайший кризис. Единственный способ выжить – интеграция с Россией, других рынков, на которых она могла бы работать, нет. Но Янукович на это не идет, в Таможенный союз не вступает. И потому не может рассчитывать на снижение цены на российский газ. А его демонстративный отказ предложений России – жест отчаяния».
О том, как видят ситуацию в Европе, «НГ» рассказал Александр Рар, директор Центра им. Бертольда Бейца при Германском Совете по внешней политике: «Между Россией и Украиной – торг как на базаре. Европе это кажется странным, так как в ЕС все интеграционные процессы происходили иначе, все делалось добровольно. Россия же хочет получить все по максимуму. Янукович, позволив Черноморскому флоту остаться на 45 лет в Севастополе, решил, что может теперь рассчитывать на дешевый газ. Тем более что в свое время Ющенко хотел сделать в Крыму базу НАТО. Но в Москве потребовали еще и украинскую газотранспортную систему. Правда, можно согласиться и с претензиями к Украине Дмитрия Медведева, который обвинил Украину в иждивенчестве. В Европе следят за происходящим и опасаются, как бы отношения Киева и Москвы не привели к очередному газовому кризису в ЕС. Ситуацию обостряет и история с Юлией Тимошенко, которая сидит в СИЗО. Мои знакомые политики в Киеве говорят, что Янукович теперь не знает, как выгнать ее из тюрьмы: по этому поводу выражают недовольство и в Москве, и в Брюсселе. Евросоюз опасается также, что Москва может объединиться с Минском и Киевом, и тогда Запад получит одну большую Россию. Потому ЕС хотел бы удержать Украину, но при этом не может обещать ей полноценное членство в союзе, а пытается заменить его ассоциативным. Хотя Янукович просится в ЕС и для этого отказывается от Таможенного союза. Короче, идет большая циничная игра, в которой используется и карта Тимошенко – и Россией, и ЕС, и самой Тимошенко».
Киев