Глубокий экономический кризис в стране не мешает президенту Александру Лукашенко готовиться к предстоящим парламентским выборам. Общественное объединение «Белая Русь», которому давно прочат статус партии, наконец-то заявило о своей готовности ею стать. Анализируя высказывания местных идеологов, эксперты прогнозируют изменения в белорусском избирательном законодательстве.
Провластное республиканское общественное объединение «Белая Русь» на прошлой неделе объявило о давно ожидаемых изменениях – оно станет «партией народного единства» с таким же названием. Соответствующую инициативу проявила Шкловская районная организация (родина Александра Лукашенко). Идею поддержал совет Могилевской областной организации.
«По настроению я понимаю, что организация созрела для того, чтобы повысить свою политическую роль, более активно проявлять себя», – говорил двумя неделями ранее спикер верхней палаты белорусского парламента Анатолий Рубинов, чем дал понять, что идея уже одобрена наверху и вскоре будет реализована.
Разговоры о том, что «Белая Русь» должна стать чем-то вроде «Единой России», ведутся с 2007 года – времени создания этой организации. На протяжении всех лет своего правления идею о создании партии власти неоднократно развенчивал сам Лукашенко. В 2006 году накануне создания «Белой Руси» он говорил, что не хочет видеть у себя в стране объединений, аналогичных советской Компартии. «Мне это не надо. Народ мне и так никогда не отказывает», – уверял Лукашенко. Правда, президент Белоруссии утверждал, что если инициатива пойдет снизу, то он ничего не будет иметь против, и добавлял, что давно чувствует «желание народа участвовать в решении государственных проблем». Тогда же он обозначил и еще одно объективное условие создания партии власти – когда «страна переживает сложные и острые периоды истории». Вероятно, нынешнее положение Белоруссии власти оценивают именно так, хотя и не признаются в этом.
Кроме того, эксперты напоминают, что максимум через год (до конца сентября 2012 года) в Белоруссии должны состояться парламентские выборы. Подойти к ним Белоруссия может с измененным избирательным законодательством. Повод так думать дала в ноябре минувшего года глава ЦИКа Лидия Ермошина. «У нас назрела необходимость перейти к пропорциональной избирательной системе», – заявила она тогда в одном из интервью. По ее мнению, это дало бы толчок партийному развитию в стране. Не так давно о необходимости «поучиться» и использовать смешанную избирательную систему говорил и Анатолий Рубинов.
Как писала «НГ» ранее, «Белая Русь», в которой теперь состоит около 120 тыс. членов, формируется не по инициативе снизу, как утверждают Лукашенко и пропагандисты власти. Первыми туда вошли чиновники и директора предприятий, затем в принудительном порядке ее дополнили учителями и врачами. Как рассказали «НГ» в одной из ячеек этой организации, недавно руководство объявило о грядущем 100-процентном вхождении коллективов госпредприятий в создаваемую партию.
Если учесть, что оппозиционные партии Белоруссии после недавних репрессий находятся далеко не в боевом состоянии, то можно говорить о безальтернативности выбора в ближайшую парламентскую кампанию. Создание партии власти и переход к голосованию по партийным спискам может дать действующей власти возможность не только сформировать очередной карманный парламент, что, в общем-то, не ново, но и сделать это относительно легитимно. Эксперты полагают, что Лукашенко не оставляет надежды на признание белорусского парламента со стороны Европы и, разумеется, не собирается отказываться от власти.
Минск