"Белтрансгаз" и "Газпром" создают свое союзное "государство".
Фото Zerkalo/PhotoXPress.ru
Официальный Минск одержал временную победу в переговорах с Москвой. В следующем году Белоруссия получит газ по цене если не равной внутренней, то очень близкой к ее уровню. Белорусские эксперты полагают, что экономические дивиденды получены с политических инвестиций в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. К скорейшему расчету союзников подтолкнула начавшаяся президентская кампания в России.
Эксперты как в России, так и в Белоруссии недоумевают по поводу очередного витка интеграционных щедростей России в отношении Белоруссии. Что такое смог предложить Александр Лукашенко Москве, что та пошла на уступки по самому принципиальному для Белоруссии вопросу, – если Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП), то и цена на газ должна формироваться как в едином государстве. Напомним, власти Белоруссии объясняли своему электорату вступление в ТС и связанные с этим проблемы именно расчетом на энергетические дивиденды. Президент Лукашенко даже намекал на то, что Белоруссия может и выйти из этого интеграционного объединения, если ее энергетические интересы будут проигнорированы. Действительно, пока Таможенный союз принес белорусам лишь подорожание европейских автомобилей, а стремление приобрести их впрок накануне введения новых вставок «вымыло» иностранную валюту и ускорило приближение валютного кризиса.
Еще пару недель назад в «Газпроме» утверждали, что покупка оставшихся акций «Белтрансгаза» никак не связана со стоимостью газа для Белоруссии, а сегодня о готовности перейти к белорусской позиции говорят и премьер-министр Владимир Путин, и президент Дмитрий Медведев, и глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Эксперты уже высказали ряд объяснений таким метаморфозам. Российские экономисты и политологи склоняются к тому, что демонстрируя достоинства интеграции, Москва стремится повлиять на Киев и получить контроль над газотранспортной системой этой страны. С ними солидарен и белорусский эксперт, руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. «Для России сейчас очень важно двигать Украину к подписанию партнерских отношений или перспективному вхождению в Таможенный союз», – считает он.
В Белоруссии много говорят не просто об отсутствии выгод от вступления в ТС, но и о негативном влиянии этого на экономику страны. Некоторые эксперты объясняют сговорчивость российского руководства желанием реабилитировать интеграционную идею. «Газ – это товар Единого экономического пространства, соответственно условия равнодоходности должны соблюдаться, как и равные условия конкуренции для субъектов хозяйствования. Иначе возникал вопрос, зачем нам был нужен весь этот сыр-бор с интеграцией», – говорит по этому поводу белорусский экономист Сергей Чалый.
«Экономика в отношениях России и Белоруссии – это приложение к политике», – считает белорусский политолог Валерий Карбалевич и объясняет получение Минском экономических дивидендов политическими инвестициями. «Интеграционная риторика в России всегда усиливается накануне избирательной кампании, не исключение и нынешний период», – прокомментировал он ситуацию для «НГ». «Вероятно, в России еще многие ностальгируют по единому государству, отсюда и готовность Москвы продемонстрировать интеграцию в действии», – считает политолог.
Правда, эксперты в Белоруссии призывают не переоценивать значение достигнутых договоренностей, даже в случае их успешной реализации. Нынешнее состояние белорусской экономики таково, что сохранение цены на уровне нынешнего года (245 долл. за 1 тыс. куб. м во втором квартале) не способно улучшить ситуацию. В лучшем случае – может не ухудшить. Как отмечалось ранее, Белоруссии для преодоления кризиса нужны около 8 млрд. долл. в год и стремительные рыночные реформы. Эксперты не исключают того, что Россия окажет и другую материальную помощь Белоруссии в ближайшее время, дабы ближайшая союзница своим плачевным экономическим состоянием не подрывала авторитет интеграционных объединений.
Валерий Карбалевич напомнил «НГ», что максимальный срок действия интеграционных привилегий для Белоруссии – 2014 год. Даже если Россия снова возьмет Белоруссию на энергетический буксир, то после перехода ее самой на мировые цены на энергоносители, вопрос конкурентоспособности белорусской экономики возникнет вновь.