Каждый четвертый киргиз намерен выехать за границу в поисках заработка. Об этом сообщила, ссылаясь на соцопросы, депутат парламента Киргизии Наталья Никитенко. Все эти потенциальные гастарбайтеры осядут в России. Облегчить вынужденную миграцию, считают политики, можно, если Киргизия станет членом Таможенного союза. Интеграционные обещания многие кандидаты в президенты республики включили в свои предвыборные программы – выборы президента намечены на октябрь.
Желающих побороться за президентское кресло в ЦИКе Киргизии зафиксировано более 70. И все обещают стране процветание, которое может быть достигнуто, если у каждого киргиза будет работа. А работа пока только в России, куда и продолжают уезжать молодые и здоровые избиратели. А их семьи, оставшиеся дома, будут голосовать за того кандидата в президенты, который обеспечит им стабильный заработок кормильцев, уехавших за рубеж. Некоторые политики считают, что это можно гарантировать, если страна будет членом Таможенного союза. Тогда киргизы смогут пользоваться теми же миграционными льготами в РФ, что и украинцы: 90 дней без регистрации. О намерении Киргизии вступить в ТС ранее заявляла президент Роза Отунбаева. Однако члены союза не спешат с приглашением к Бишкеку. О шансах Киргизии на вступление в ТС говорили на прошедшем на днях в киргизской столице Центральноазиатском торговом форуме, организованном USAID.
Его участники напомнили корреспонденту «НГ» о том, как с началом работы Таможенного союза на пропускном пункте «Ак-Жол», что на киргизско-казахской границе, появились группы женщин среднего возраста. За день они несколько раз пересекали границу, перенося из Киргизии в Казахстан по 40–50 килограммов китайского ширпотреба. На казахстанской территории одежда и обувь загружалась в грузовики и отправлялась на продажу в Россию. Несмотря на то что толпы носильщиц мешали проходить остальным людям и провоцировали возникновение многочасовых очередей, таможенники обеих стран происходящему не мешали. Во-первых, лимита на количество пересечения границ за день не было, во-вторых, с каждой из носильщиц они получали на лапу небольшую сумму. Беспорядок прекратился лишь после того, как положение на границе переросло в публичный скандал и, по неподтвержденным данным, ФСБ России потребовало навести порядок. После этого на пропускном пункте появились казахские автоматчики, запретившие носильщикам переходить границу больше одного раза в день.
Корреспондент «НГ» опросил несколько десятков бизнесменов и чиновников, участвовавших в форуме, и лишь два из них были безоговорочно рады перспективе вступления Киргизии в ТС.
Руслан Саралинов, экспорт-менеджер регионального проекта по либерализации торговли и таможенной реформе USAID: «Многое говорится о присоединении к Таможенному союзу, но практических действий я пока не вижу. Для зарубежных компаний по-прежнему много остается неясным, в частности – эффективность Таможенного союза».
Председатель комитета по предпринимательству в торговле и сфере услуг Торгово-промышленной палаты Киргизии Тарас Крылов: «Наше правительство, прежде чем принимать важные решения, должно проводить анализ вариантов и последствий. Мы же на данный момент видим лишь политические заявления типа «вступать надо», «вступать не надо». До сих пор исследования по вопросу целесообразности вступления в Таможенный союз не проведены. Только сейчас Национальный институт стратегических исследований пригласил иностранных специалистов, чтобы понять, насколько это для нас выгодно. С одной стороны, для нас открывается огромный рынок, куда мы можем продавать наши товары, наше сырье, но с другой – после вступления в ТС на наш рынок придут крупные российские компании – в результате некоторые наши компании могут потерять бизнес».
Председатель Ассоциации перевозчиков Киргизии Темирбек Шабданалиев в интервью газете «Вечерний Бишкек» отметил: «Производства как такового в последние годы у нас не было. Наиболее активная часть предпринимательского сообщества занималась куплей-продажей, или, другими словами, реэкспортом. Теперь этому бизнесу пришел конец. Альтернативой ему могло бы стать так называемое отверточное производство. Мы могли бы закупать в Китае материалы, собирать из них готовую продукцию и продавать под маркой «Сделано в Кыргызстане». В режиме свободной торговли она могла бы распространяться на всем пространстве СНГ. Однако, если мы вступим в Таможенный союз, такой возможности уже может и не быть. Акулы российского и казахского бизнеса придут к нам и просто задавят наш малый и средний бизнес».
Между тем источник «НГ» в правительстве Киргизии сообщил, что «вопрос о вхождении или невхождении в Таможенный союз до президентских выборов решен не будет».