Вчера в столице Казахстана состоялся 10-й юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на обстановку юбилея, аналитики ждали от саммита сразу нескольких «прорывов» – как в вопросе принятия механизма вступления в ШОС государств-наблюдателей, прежде всего Ирана, Индии и Пакистана, так и с точки зрения создания институтов финансирования совместных экономических проектов. Как оказалось, не без оснований. Часть решений уже принята, по другим ШОС намерена ускорить согласовательные процедуры.
«Продвинуть» эти процессы во многом помогло завершающееся председательство в ШОС Казахстана. Речь не только об активизации интеграционных процессов, но и роли Астаны в урегулировании самых острых ситуаций. По словам директора института региональных проблем Дмитрия Журавлева, в 2010 году, когда Киргизия находилась на волосок от гражданской войны, ситуацию удалось разрядить благодаря посредническим усилиям главным образом соседнего Казахстана, который к тому же председательствовал в ОБСЕ.
Председательство Казахстана в ШОС стало знаковым рубежом в истории организации прежде всего потому, что Астана сумела определить приоритеты и задачи ШОС на ближайшую перспективу, убежден директор ИАЦ МГУ Алексей Власов. Эксперт считает, что во многом благодаря председательству Астаны сегодня ШОС стоит на пороге важных перемен. «В недавно опубликованной статье президента Назарбаева «ШОС: десять лет истории, десять лет будущего» говорится о том, что наблюдаемые сегодня тренды в развитии ШОС, а также уровень и масштаб решаемых ею проблем свидетельствуют о том, что организация уже переросла рамки обычного регионального объединения», – отметил эксперт. По мнению Власова, с этим трудно не согласиться.
Между тем сказать точно, какой будет организация через 10 лет, трудно. В России пока преобладает мнение, что приоритет – это безопасность. В Китае даже говорят о том, что ШОС может стать альтернативой НАТО в регионе. При этом Пекин главный упор все же делает на экономическое сотрудничество.
Экономическая «корзина» ШОС действительно одна из наиболее пустых. В ШОС пока продолжает доминировать двусторонний, а не многосторонний формат экономических связей. Кроме того, по словам директора Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александра Лукина, только три страны – Россия, Китай и Казахстан – реально способны финансировать совместные проекты.
В любом случае, убежден российский эксперт Александр Орловский, у организации, территория стран-участников которой занимает три пятых площади Евразии, большое будущее. Важную роль в организации эксперты отводят именно Казахстану. «Мало того, что эта страна является мостом, связывающим Китай с Россией и Европой, – считает Орловский, – теперь это богатое и сильное государство, способное влиять на процессы в регионе».
К тому же, полагает директор центра военно-политического анализа Гудзоновского института Ричард Вейц, Казахстан, который декларирует приверженность демократическим ценностям, будет выступать в качестве противовеса возможным проявлениям тоталитарного мышления со стороны партнеров по ШОС.