Со стычки у гостиницы «Алай» начался прошлогодний межэтнический конфликт.
Фото с сайта www.fergananews.com
Вчера президент Киргизии Роза Отунбаева, выступая в парламенте, призвала граждан сохранить в республике межэтническое согласие, а политиков – не использовать в карьерных целях национальный вопрос. В Киргизии небеспочвенно опасаются повторения трагических событий, произошедших в 9–15 июня прошлого года на юге республики. Силовые структуры переведены на усиленный режим, в Оше введен паспортный контроль.
Роза Отунбаева обеспокоена распространяющимися в Киргизии слухами о неминуемом повторении межэтнических столкновений. Причем более интенсивных, чем в прошлом году. В четверг президент с парламентской трибуны заявила, что хочет «направить все усилия для объединения всех национальностей, проживающих в Киргизии». Она также сообщила, что разработана национальная концепция по сохранению мира и укреплению межнационального согласия, которая в ближайшее время должна быть рассмотрена Ассамблеей народов Киргизии. Однако эксперты считают действия главы страны запоздавшими – юг республики уже охвачен паникой. Многие пытаются выехать к родственникам на север, оставшиеся на всякий случай закупают продукты впрок. Стремясь предотвратить любые инциденты, власти республики направили в Ошскую и Джалал-Абадскую области дополнительные силы.
Ош сейчас буквально наводнен военными – город помимо постоянно расквартированных здесь силовиков охраняют добровольцы-дружинники, дополнительные отряды милиции, прибывшие из столицы сводные группы различных силовых структур, а также подразделения внутренних войск. По улицам разъезжают бронетранспортеры с вооруженными солдатами. На дорогах выставлены блокпосты, в Оше введен паспортный режим, въезжающие в город машины обыскиваются. Искать есть что – по приблизительным подсчетам, в результате апрельской смены власти и июньских столкновений на руках у населения оказалось около 3 тыс. единиц оружия, патроны, взрывчатка. Армейский спецназ с дополнительными отрядами пограничников отправился охранять границы с Таджикистаном и Узбекистаном. С 1 июня силовые структуры по всей стране переведены на усиленный режим работы, а интенсивность работы спецслужб возросла многократно. Всеми этими мерами власти пытаются одновременно успокоить население, устрашить затаившихся экстремистов и... обеспечить прием и безопасность внушительной группы западных журналистов, еще несколько месяцев назад к годовщине ошских событий забронировавших номера в местных гостиницах.
По словам местных жителей, атмосфера на юге напряженная – постоянно ходят слухи о готовящихся столкновениях, группах таинственных боевиков, стремящихся развязать в регионе военные действия. Представители силовых структур в официальных комментариях отрицают вероятность повторения прошлогодних событий, заверяя, что «все под контролем». Насколько они в состоянии удержать ситуацию под контролем, сказать сложно. Однако, похоже, власти к угрозе межэтнического конфликта относятся как никогда серьезно.
Эксперты отмечают, что годовщина ошской резни может быть использована людьми, далекими от межнациональных конфликтов. Как это уже не раз было, используя и прикрываясь ультрапатриотическими лозунгами, «предприимчивые товарищи» могут попытаться силой решить спорные вопросы с деловыми партнерами, соседями, конкурирующими криминальными группировками. Сделать это будет несложно – почва на юге страны для националистов и радикалов всех мастей благодатная. В регионе власть слаба, процветают коррупция, бедность, людей одолевает чувство безысходности, растут агрессивные настроения. «Самое печальное то, что сегодня власти, допустим, обезопасили юг, а рвануть может на севере. Говорить конкретно, где прорвет, невозможно. Это может произойти где угодно и в любую минуту. В этом трагичность ситуации. Дело в том, что за это время качественных улучшений жизни не произошло, поэтому сегодня Киргизия – это пороховая бочка», – сказал «НГ» член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко. Новую власть, по его словам, «сегодня объединяет только страх перед возможным взрывом, и если таковой случится, то ждать помощи будет неоткуда».
ОДКБ, как и в прошлом году, в конфликт вмешиваться не будет. Причин, по мнению Алексея Малашенко, две: ОДКБ не сможет действовать без санкции Узбекистана, а Ташкент «добро» не даст. Другая причина – предвыборная ситуация в России. «Участие в конфликте в Киргизии стало бы большой ошибкой. А кроме того, Ливия с ее затянувшимся сценарием вообще может отбить охоту лезть куда бы то ни было», – сказал Малашенко. Впрочем, и без этих причин ясно, что ОДКБ вмешиваться в любые конфликты пока не в состоянии: на заседании Совета глав МИД стран – членов ОДКБ, которое состоялось 31 мая в Минске, было четко сказано, что «в повестке дня вопрос о применении миротворческих сил ОДКБ сегодня не стоит». «ОДКБ – это символ российского военно-политического присутствия. Силы ОДКБ нигде не могут быть применены», – сказал «НГ» Алексей Малашенко.
Бишкек