Украинская государственная компания «Энергоатом», являющаяся оператором всех атомных станций Украины и управляющая рядом смежных предприятий, на днях подписала меморандум о взаимопонимании с Китайской национальной ядерной корпорацией (CNNC). Эксперты отмечают, что на данном этапе документ является только декларацией намерений. В самом факте его подписания не видят прямой связи со сложностями, которые возникли в последнее время в совместных украинско-российских атомных проектах.
Пресс-служба «Энергоатома» сообщила, что украинская и китайская компании намерены определить «объем будущего сотрудничества в сфере проектирования, строительства, введения в эксплуатацию, эксплуатации и технического обслуживания АЭС». Отдельно сказано о совместных проектах по созданию безопасных условий хранения отработанного ядерного топлива. Источники, близкие к состоявшимся переговорам, утверждают, что речь шла еще об одном направлении сотрудничества – добыче урана на украинских месторождениях. Однако в официальном отчете об этом нет ни слова.
Все перечисленные направления сотрудничества еще с советских времен Украина реализует с Россией. Год назад во время визита в Киев премьер-министр РФ Владимир Путин предложил объединить активы двух стран в атомной энергетике. «Речь идет о крупномасштабной кооперации наших ядерных отраслей. Мы предлагаем создать крупный холдинг, который включал бы в себя объединенную генерацию, атомное машиностроение и топливный цикл», – сказал он. Путин пояснил, что в таком формате украинские и российские атомщики могли бы более эффективно работать на рынках третьих стран.
Предложение так и осталось на рассмотрении украинской стороны, хотя за прошедшее время было утверждено несколько крупных совместных проектов. В частности, были подписаны долгосрочные контракты на поставку в Украину российского ядерного топлива для АЭС, утверждены планы совместного строительства двух новых энергоблоков на Хмельницкой станции, а также создания в Украине по российским технологиям завода по фабрикации ядерного топлива.
И даже эти проекты в 2011 году стопорятся, утверждают специалисты. Как пояснила «НГ» эксперт украинского Агентства ядерных новостей Ирина Машек, проблема в том, что правительство Украины не приняло решения ни о выделении средств для ТЭО проекта строительства завода, ни о предоставлении государственных гарантий для привлечения российского кредита под строительство двух энергоблоков. По ее словам, украинские государственные организации в сфере экологического контроля атомной отрасли в последнее время стали сомневаться в надежности и надлежащей аттестации российских технологий: «Видимо, просто тянут время».
Директор подразделения «Атомпроектинжиниринг» компании «Энергоатом» Владимир Бронников ранее подтвердил украинским СМИ, что из-за нерешенности вопроса о госгарантиях Сбербанк России, который планирует выступить кредитором, не может начать перечисление средств. Общий объем финансирования назван специалистами на уровне 1 млрд. долл., а гарантии получены только на восьмую часть этих средств, что, как утверждают специалисты, не позволяет в срок разработать документы по проектированию реактора и по заказу необходимого оборудования. Украинские атомщики считают, что вопрос может быть согласован в рамках заседания украинско-российской комиссии по экономическому сотрудничеству, которое состоится 7 июня в Москве.
Впрочем, времени на рассмотрение проблем сотрудничества в атомной отрасли в ходе заседания будет немного, так как основное внимание стороны уделят газовой теме. Некоторые эксперты предполагают, что Киев на переговорах попытается на политическом уровне увязать эти вопросы: добиться пересмотра формулы ценообразования на газ, пообещав взамен оперативно «сдвинуть» атомные проекты. «Если рассматривать проблему в таком контексте, то украинско-китайский меморандум можно считать намеком России – мол, есть в мире и другие партнеры», – отметила Ирина Машек.
Эксперт в атомной отрасли, доктор наук Людвиг Литвинский не видит никакой связи между направлениями сотрудничества Украины с Россией и Китаем. «Бесспорно, нам есть что предложить Поднебесной, ведь в Украине развито атомное машиностроение, не говоря уж об инжиниринговых и консалтинговых услугах. Китай активно развивает атомную энергетику а поэтому заинтересован в партнерстве», – сказал он «НГ». Что касается сотрудничества с Россией, Литвинский считает, что проблемы – это «обычный рабочий процесс, в котором неизбежны сбои и временные сложности». «Каждая из сторон пытается отстоять свои национальные интересы – это нормально. Но я уверен, что все проблемы будут разрешены в духе партнерства. В условиях ограниченного рынка предложения и сбыта это неизбежно», – сказал эксперт.
Руководитель «Росатома» Сергей Кириенко, побывавший в Киеве в конце апреля, подтвердил в интервью «Экономической правде», что проблемы возникают, но оперативно решаются, и выразил готовность к расширению сотрудничества с украинской стороной фактически по любым направлениям отрасли.
Эксперт Машек уверена, что сотрудничество такого уровня с Китаем практически невозможно: «Они стратегически ориентированы на то, чтобы минимизировать импорт, делать все самостоятельно: один раз закупают оборудование – и пытаются разработать такое же, грубо говоря, скопировать. С Россией теоретически можно договориться о совместной разработке новых технологий – Кириенко в Киеве говорил о новом, абсолютно безопасном поколении реакторов на быстрых нейтронах. В эту работу могли бы включиться не только наши предприятия, но и ученые. Но для продвижения подобных проектов нужны взвешенные политические решения».
Киев